Девочка, ребята, мальчик, ученик, народ, россияне, человек.
- Прочитайте слова очень внимательно. Запомните их.
Затем ученики закрывают глаза. Учитель одно слово закрывает.
Ученики открывают глаза.
- Какое слово пропало? Запишите его.
- На другой строчке запишите остальные слова. Поставьте ударение.
3. Загадки.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней?
(автомобиль)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(воробей)
4. Пословицы.
-Послушайте пословицы. Выпишите из пословиц слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Одного поля ягоды.
Не дивись на человека, а дивись на его дела.
Как вы понимаете эти пословицы? Когда так говорят?
Обозначьте в словах опасные места.
В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
Какое устаревшее слово встретилось? Подберите слово, близкое ему по значению, из современного языка.
При использовании пословиц на уроках русского языка отрабатывается не только правильность написания отдельных слов на тексте пословиц, но также и поработать над смыслом пословиц, их значением, что способствует развитию кругозора и словарного запаса школьников.
5. Грамматические задачи.
-Решите мои грамматические задачи.
а) Это слово неодушевленный предмет. В его написании есть три буквы а. Оканчивается слово на твердый глухой шипящий звук.
(Карандаш.)
б) Это слово называет одушевленный предмет. Состоит из 3 слогов,6 букв и 6 звуков. Начинается слово с мягкого глухого согласного звука. Это слово употребляется в единственном числе, а если хотим употребить множественное число, используем другое слово.
(Человек.)…»
Перед учителями начальных классов стоит задача: организуя тот или иной вид учебной деятельности младшего школьника, обеспечить педагогическое руководство ею, стремиться в каждом случае раскрыть реальные возможности, которые несут конкретную деятельность для развития у учащихся мотивационного компонента как смыслообразующего фактора деятельности.
Так же повышению мотивации учебной деятельности на уроках русского языка способствует использование различных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, сочинение…
Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Это происходит лишь в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняют заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить данный вид работы, необходимо отработать правописание орфограмм, которые будут использовать учащиеся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Проверка проводится в классе. Контрольное списывание учитель проверяет дома.
Статьи по теме:
Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и
письменной речи младших школьников
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа. Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письм ...
Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения
знаний
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы: - Актуальность дидактического материала; - коллективность; - соревновательность. ...
Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения
подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адапта ...