6) 8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
VI способ
1) 42 / 12 = 3 (ост. 6) – 3 ряда занято, 6 учеников не посажено;
2) 42 + 6 = 48 – учеников осталось посадить;
3) 48 / 12 = 4 – ряда займут оставшиеся ученики;
4) 4 + 3 = 7 – рядов занято;
5) 8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
VII способ
1) 8 / 2 = 4 – рядов для каждого класса;
2) 12 * 4 = 48 – стульев выделили для каждого класса;
3) 48 – 42 = 6 – стульев остается не занятыми в каждой части зала, выделили каждому классу;
4) 6 * 2 = 12 – стульев останутся незанятыми.
VIII способ
1) 42 * 2 = 84 – ученика нужно рассадить;
2) 84 / 8 = 10 ( ост. 4) – 10 учеников в каждом ряду и 4 ученика пока посадили; если будем сажать поровну на каждый ряд;
3) 12 – 10 = 2 – по 2 стула остались незанятыми в каждом ряду;
4) 2 * 8 = 16 – всего 16 стульев осталось после того, как рассадили по 10 детей в каждом ряду;
5) 16 – 4 = 12 – стульев оказались незанятыми, после того как 4 оставшихся учеников посадили на места из оставшихся 16.
IX способ
1) 12 * 8 = 96 – всего стульев в зале;
2) 96 / 42 = 2 ( ост. 12) – 2 класса можно посадить и 12 мест останутся незанятыми.
X способ
1) 12 / 2 = 6 – по 6 стульев в ряду выделили для класса, если будем рассаживать на каждый ряд поровну учеников из одного и другого класса;
2) 42 / 6 = 7 – рядов займет каждый класс;
3) 8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев останутся незанятыми.»
Поскольку ситуация задачи не сложна для представления, мы записывали только некоторые способы с самой короткой записью. Остальные выполняли устно с показом на рисунке, определяя самый рациональный способ, причем на уроке все найденные детьми способы обязательно были показаны. Ученики, нашедшие самостоятельно новые способы поощрялись. Тех, кто самостоятельно не мог увидеть другие пути решения задачи, я объединяла в группы с сильными учениками.
Решая задачу, дети вкладывали в тетрадь черновик, который помогал мне проследить за ходом мысли каждого ребенка. Если я видела, что ученик рассуждает неправильно, то чтобы не угас интерес к задаче, мы вместе со школьником определяли, на какой ступени рассуждений допущена ошибка.
Работая с любой задачей на уроке, учитель, как правило, задает одни и те же вопросы и предлагает одни и те же задания: Что известно? Что неизвестно? Прочитайте условия. Прочитайте вопрос. Выполните краткую запись или запишите задачу в таблице. При решении простых задач можно отказаться от оформления краткой записи, поскольку она не только не помогает детям научиться решать задачи, но и снижает интерес к ним.
Необходимо разнообразить деятельность детей при решении задач на уроке, использовать различные методические приемы: предлагать задачи с недостающими и лишними данными, сравнивать условия и их решения, составлять схемы. Все это способствует формированию и поддержанию учебной мотивации на уроках математики, поскольку дети думают, рассуждают, решая задачи, а не узнают в каждой ту, которую решали раньше.
Очень хорошие результаты дала проведённая мной самостоятельная работа в форме теста. Во-первых, детям была интересна новая форма работы, дети очень увлечённо пытались выполнить именно свою работу, не пытаясь списывать, как при обычных работах по вариантам. Во-вторых, даже дети, которые не любят запись (краткую запись, ответ, пояснения - в задачах, переписывание в тетрадь выражений…) или у которых возникикают проблемы с оформлением работ и они из-за этого по времени не укладывались, чтобы решить все задания, в полной мере смогли показать свои знания. Конечно, я не утверждаю, что нужно вовсе исключить письменные работы с записью, так как дети должны уметь не только правильно отвечать на вопрос, но и грамотно записывать, чтобы другие люди могли его понять. Собственно, это(выше сказанное) я считаю третьим плюсом работы-теста, так как у детей возник спор – нужна ли нам вообще запись задач, примеров… Но после обсуждений разных мнений дети пришли к выводу: «… запись конечно нужна, так как если, например мы запишем только решение и ответ в задаче без всяких пояснений или будем записывать только ответ, не записывая само выражение, то разобраться во всём этом сможет только тот, кто написал. И люди перестанут понимать друг друга. А запись специально для этого и придумали, чтобы люди даже на расстоянии могли понять друг друга. Поэтому запись нужна, но если договорится, например, в классе, с учителем, можно запись сделать короче…».
Статьи по теме:
Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...
Понятие сказкотерапии
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывал ...
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...