«… Спиши числа. Обведи в кружок числа, которые делятся на 5, а числа, которые делятся на 3 – в квадрат:
5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 15, 24, 30.
Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7 в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6 в квадрат:
24, 35, 16, 42, 86, 21, 96, 14, 56.»
Для закрепления темы увеличения и уменьшения числа на…, в… использовались следующие упражнения:
«…Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число в 6 раз, а каждое двузначное число уменьши на 9. Запиши полученные числа под данными числами.
32, 7, 46, 28, 5, 93, 4, 9, 66, 1.»
Остановимся ещё на одном фрагменте:
«…Ребята, для решения большинства задач не достаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность.
С чего мы начинаем решение задачи? (с анализа задачи, т.е. с выделения условия и вопроса)
Правильно, но условие мы можем читать и слушать по-разному! Прочтёшь, послушаешь не внимательно и утеряна главная ниточка. Проверим, умеете ли вы, ребята, внимательно слушать и быстро улавливать условие задачи.
Задачи- шутки:
1. Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист )
2. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. Пробежала каждая лошадь? (30 км.)
3. Вова бегает хуже Миши. Миша бегает хуже Серёжи . Кто из мальчиков бегает хуже всех? ( Вова)
Молодцы, порадовали меня, оказывается, все ребята у нас очень внимательно слушают условие задачи…»
На уроках мы не гнались за количеством решённых задач, по моему мнению это не целесообразно, так как практически все задачи в учебниках однотипны, и в каждой новой задаче дети узнавали предыдущую с обновлёнными числовыми данными, что не вызывало у них познавательного интереса. А решение задач сводилось лишь к соревнованию, кто быстрее оформит запись в тетради. И те, кто справлялся быстрее, сидели скучая. Мы же, пытались в одной задаче отыскать как можно больше способов решений, сформулировать новые вопросы… Это оказалось более интересней для детей и эффективней в обучении.
Рассмотрим фрагмент урока, где учащимся предлагается сформулировать вопрос к задаче.
«…Ребята, прочитайте, пожалуйста, задачу на доске. (Блокнот, линейка и карандаш стоят 27 рублей. Линейка стоит 8 рублей, а карандаш 3 рубля).
Прочитав задачу, дети сказали, что они не могут решить задачу, так как отсутствует вопрос.
- Правильно, сейчас мы с вами попытаемся его сформулировать.
- Какой же вопрос мы можем задать к данному условию?
Все стали говорить: «Сколько стоит блокнот?». И лишь Женя предложил узнать, на сколько рублей карандаш дешевле блокнота.
- Вы все правильно увидели вопрос, но Женя посмотрел внимательнее всех и увидел другой вопрос. Молодец Женя! А теперь посмотрите все повнимательнее на условие и скажите, а можем мы ещё что-нибудь узнать из этого условия?
Дети предложили ещё найти, на сколько рублей блокнот дороже линейки? на сколько рублей карандаш и линейка вместе дешевле блокнота?
- Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько вопросов мы с вами задали для одной задачи! А теперь выберите вопрос, который для себя, считаете наиболее сложным и попытайтесь ответить на него…»
Статьи по теме:
Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и
письменной речи младших школьников
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа. Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письм ...
Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися — процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определенной филологической, психол ...
Аппликация из соломки, как техника художественного выполнения
Понятие аппликации Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, ...