Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики
МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактические закономерности обучения:
обусловленность учебно-воспитательного процесса потребностями общества;
взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей учеников;
зависимость обучения и воспитания от условий, в которых они протекают;
взаимосвязь воспитания и обучения;
взаимозависимость целей, содержания, методов, средств и форм;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от оптимального влияния всех элементов учебно-воспитательного процесса.
МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся:
добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике;
осуществлять мировоззренческую направленность школьного курса математики;
проводить работу по моральному, трудовому, эстетическому воспитанию учащихся средствами математики, осуществлять профориентацию;
развивать мышление, устную и письменную речь учащихся;
проводить работу по овладению логическими операциями, суждениями, логическими выводами;
развивать в процессе изучения школьного курса математики представления, память, внимание учащихся, их волю, эмоции, интерес, способности.
Принцип научности:
содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;
знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;
учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;
внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;
раскрывать динамику развития самой науки математики;
следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;
приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки.
Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:
воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;
добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;
помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;
внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;
шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;
использовать различные виды взаимопомощи при учении;
расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;
учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;
не допускать чрезмерной опеки учащихся;
учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.
Принцип систематичности и последовательности:
выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;
Статьи по теме:
Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми
дошкольного возраста
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интере ...
Национальная доктрина российского образования как
исторический итог «потока образования и просвещения» в истории развития российской
цивилизации
Образование и просвещение, как его неотъемлемая часть, в социогенетическом и институциональном измерении есть исторический поток, норма которого определяет поток исторического здоровья нации. В этом ...
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического
строя речи в норме
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей сис ...