Роль семьи в социализации личности

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.»

Весомую часть своей жизни человек проживает в семье. Все, что было усвоено в семье остается с ним на всю жизнь. Именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути. От семьи зависит развитие интеллекта ребенка, его творческих умений, духовных и эстетических зачатков, физическое здоровье и эмоциональная культура.

Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Собственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.

Для правильного развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально – поддерживающей и предсказуемой среде, в которой у детей есть возможность проявлять собственную активность. Семья, как раз, и является такой средой.

То есть, роль семьи в жизни ребенка, главным образом, состоит в его социализации.

«Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе».

Социализация есть двусторонний процесс. С одной стороны, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем восхождения в социальную среду, в систему общественного опыта путем восхождения в социальную среду, в систему общественных связей, а с другой стороны, процесс последующего активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

Процесс социализации непрерывно обновляется и меняется с течением жизни. «На каждом из этапов социализации ребенок осваивает целый ряд новых ролей. В первые годы жизни ребенок приобретает навыки, которые необходимы потом для взрослого человека (прием пищи, формы общения, правила гигиены). Процесс не обрывается на стадии детства, он продолжается в юношеские и зрелые годы, можно сказать, что он продолжается всю жизнь. К старшему школьному возрасту стиль взаимоотношений должен уже более – менее сложиться». Однако большинство ученых считают, что основные проблемы социализации концентрируются на детском возрасте, так как в этот возрастной период научение, по общему признанию, производит наиболее глубокое впечатление.

Таким образом, роль семьи это социализация личности. Семья, выполняя свою социализирующую функцию, дает ребенку возможность осмыслить нормы и ценности, в семье ребенок приобретает первые навыки взаимодействия и осваивает первые социальные роли (в том числе половые, формировании черт маскулинности и фемининности).

Статьи по теме:

Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младших школьников
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р ...

Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогической литературе
В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодейст ...

Необходимость экологического воспитания
Не может быть существеннее проблемы для общества, чем проблема воспитания подрастающего поколения. Именно в процессе воспитания закладывается фундамент будущего благосостояния, нравственного и физиче ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru