Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 5

- Каким способом достигается юмористический эффект? (Смешное в этом эпизоде происходит от недоразумений: Чуб заблудился в метели, не узнал собственную хату, испугался кузнеца, переменил голос и остался неузнанным. Поэтому ему досталось от Вакулы, огорчённого насмешками Оксаны.)

- Какую роль сыграл пейзаж в этих событиях? (Метель запутала Чуба, запорошила ему глаза, спутала дорогу. Метель устроил чёрт, который перебежал дорогу кумам и "начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега". Чуб ворчит – "Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!" - и это впрямь чёрт постарался.)

Читаем шестую часть: "В то время, когда проворный франт…" Назовём её: "Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!" Прочитаем описание изменившегося пейзажа.

- Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа? (Это достигается олицетворением: природа одушевлена, - "месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу", "весело смеющаяся ночь"; метафорами и эпитетами – "Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами", восклицаниями восхищения "Чудно блещет месяц!", плавной, ритмичной речью).

- Как ведет себя Оксана? (Оксана преувеличенно весело хохочет, желая поддразнить кузнеца, завидует новым черевичкам подружки, таким образом, провоцирует, подталкивает Вакулу на обещание достать "такие черевички, какие редкая панночка носит". Оксана высмеивает кузнеца при девушках, ставит ему заведомо невыполнимое условие: "Будьте вы свидетельницами: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за него замуж". Оксане льстит, что кузнец так предан ей, и пользуется своей властью над ним, чтобы пошутить, поиздеваться над Вакулой.)

Седьмую часть озаглавливаем "Ветреная Солоха". Прочитаем её по ролям – в ней много действующих лиц, будет занято несколько учеников.

- В чем юмор ситуации этого эпизода? (Каждый из гостей Солохи думал, что он единственный пользуется её расположением; солидные люди, даже дьяк, спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него. Здесь юмористические приемы несоответствия, неожиданности).

Восьмой эпизод назовём: "Зачем здесь лежат эти мешки?"

- В чём особенность этого эпизода? (Юмористическая ситуация в данном эпизоде – кузнец не подозревает, что в мешках вовсе не уголь – соединяется с ситуацией драматической: Вакула неотвязно думает об Оксане и решает в конце концов: "Не дам никому смеяться над собой!". Это решение укрепляется, он решает забывать Оксану, заняться хозяйственными делами, насвистывает весёлую песенку "Мине з жинкой не возиться", хотя на душе у него тоскливо).

Если есть возможность, посмотреть одну из сцен художественного или мультипликационного фильма "Ночь перед Рождеством".

Включение в состав учебных занятий сведений было лишь начальным этапом в обогащении знаний детей о литературоведческих терминах. Свою задачу мы видим не в сравнении различных изобразительно-выразительных средств языка, а в расширении знаний детей о теоретико-литературнрых понятиях. Запись терминов в тетрадь помогает детям лучше запомнить и обобщить свои знания.

Расширению знаний литературоведческого характера, полученных на уроках литературы, способствовала внеурочная работа, которая явилась логическим продолжением учебной деятельности. С учащимися были проведены тесты по литературным понятиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Подготовка к отчетности
Наиболее ответственным этапом в обучении студентов яв­ляется экзаменационная сессия. На ней студенты отчитыва­ются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это го ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I - IV классы школы). Хронологически социально - психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считат ...

Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие реб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru