Тема: "Баллады литературные и народные".
Цель и задачи: познакомить учащихся более подробно с жанром баллады; дать определение различных разновидностей этого жанра; расширить представления детей об этом понятии;
Средства обучения: портреты писателей, сборники произведений, запись "Лесной царь" Ф. Шуберта, выставка рисунков и творческих работ учащихся.
План урока
1. Слово учителя.
- Итак ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством великого английского поэта эпохи романтизма Робертом Бёрнсом, а также изучим понятие баллады на примере его баллады "Вересковый мёд".
2. Чтение учителем вслух баллады "Перчатка".
Давайте запишем определение баллады в тетради.
Баллада – (от ит. Ballare - писать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее- небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой- либо необыкновенный случай; многие баллады связаны с историческим событиями и преданиями ("Баллада о Робин Гуде", "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина); с фантастическими, таинственными происшествиями ( "Светлана" В Жуковского). Баллады делятся на народные (связанные с историческими событиями и не сохранившие имени автора) и литературные (как правило, написаны позднее и известно имя автора).
Беседа по вопросам:
1.) Итак, как вы думаете, к какому жанру относится данная баллада?
2.) О каком событии автор нам рассказывает?
3.) О реальном или вымышленном герое говорит автор?
4.) Почему мы относим эту балладу к жанру литературной, хотя ей присущи черты народной?
3. Самостоятельное чтение учащимися любой баллады (по выбору). Краткий пересказ по плану:
а.) Почему это произведение относится к жанру баллады;
б.) Вид баллады: народная или литературная;
в.) Какое из определений больше подходит к твоей балладе: историческая, бытовая, героическая, лирическая, комическая, любовная… Почему?
г.) Сюжет баллады;
д.) Что ты можешь сказать о композиции баллады (роль, повторы, диалоги, использование волшебных мотивов и т.д.)
е.) Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к этой балладе (словесно либо карандашами и красками);
В начале урока выбирается компетентное жюри из числа участников класса и объявляется конкурс на лучшего чтеца и иллюстратора.
4. Слово учителя о том, что баллады вдохновили многих художников и композиторов на создание бессмертных произведений: (прослушивание произведений Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса; показ и обсуждение картин К. Брюллова, К. Васильева "Ожидание").
5. Итог урока: юмористически
Жюри подводит итоги и называет имена победителей в номинации:
- Лучшее художественное чтение баллады;
- Лучший пересказ баллады;
- Лучшая иллюстрация эпизода баллады;
Награждение участников отпечатанными на компьютере дипломами.
6. Задание на дом.
В ходе дальнейшего изучения программного материала 6 класса мы познакомились с творчеством Н.В Гоголя и его повестью "Ночь перед Рождеством". В процессе изучения этого произведения мы научились делить произведение на части и выделять в них главное.
Фрагмент урока
2. Слово учителя: Гоголь заставляет нас смеяться. Как он это делает? Изображает героев в смешном виде, с юмором. Прочитаем определение юмора в словаре и запишем в тетрадь.
Юмор – изображение героев в смешном виде, с юмором. Смех помогает человеку освобождаться от дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры, юмор – смех веселый, доброжелательный.
Статьи по теме:
Особенности формирования лексических навыков в младшей школе
Дадим определение лексического навыка. Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной ...
Работа с родителями
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. В конце каждого уче ...
Математика как наука и как учебный предмет
По определению данным Ф. Энгельсом: «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные соотношения действительного мира… Как и все другие науки математика возникла из пра ...