Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:
- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);
- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;
Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.
На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.
Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.
№ п/п |
Тема |
Изучаемое понятие |
1. |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения. |
Особенности поэтических интонаций. |
2. |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…" |
Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях. |
3. |
Стихотворные размеры. |
Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. |
4. |
Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского) |
Понятие о балладе. |
5. |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством" |
Картины природы и народной жизни в повести. |
6. |
Роль фольклорных элементов в повести. |
Поэтизация чистой и светлой любви. |
Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.
Тест.
1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?
а) гражданская тематика
Статьи по теме:
Лексические игры
лексический навык иностранный игра Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удов ...
Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматрив ...
Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися — процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определенной филологической, психол ...