По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким - слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости.
Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах.
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.
Современное направление организации социально-педагогической помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н.Исаев, В.В.Ковалёв, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецовой, Б.П.Пузанова, С.Я.Рубинштейн и др.) социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А.Шептенко. В работах М.В. Шакуровой особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей (в том числе, дети-инвалиды), предлагаются технологии и методики работы по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды.
В мировой практике разработан ряд нормативно-правовых актов, являющихся основополагающими документами при работе с умственно отсталыми детьми: Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
На защиту интересов детей в нашей стране направлен ряд нормативных актов федерального уровня. В федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г.) выделяется особая категория детей – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отмечается их право на особую заботу и защиту. В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Данная программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.
В настоящее время в системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы – интернаты для умственно отсталых детей, школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер.
Анализ социально-педагогической ситуации в контексте современности позволил нам выявить следующие противоречия:
- между активной разработкой законодательных актов и их декларативным характером, отсутствием механизмов их исполнения;
- между активным практическим спросом на технологии, методы, формы социально-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии и недостаточностью их разработанности в социально-педагогических источниках;
- между необходимостью организации комплексной помощи умственно-отсталым детям и подросткам в их социальной адаптации и разрозненными усилиями различных специалистов в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Выявленные противоречия обусловили выбор проблемы настоящего исследования: Какова специфика и содержание работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида?
Тема исследования: Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Объект исследования: Система социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: содержание и специфика работы социального педагога в «специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».
Цель исследования: провести анализ, выявить сущность, специфику и обобщить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1. комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;
2. взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);
3. использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач:
1. Провести анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.
4. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
5. Изучить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате и выявить её результативность.
Методологической основой исследования является системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, медицинских карт, наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-педагогическая работа.
База исследования: ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (апрель-сентябрь 2008г.) – поисково-подготовительный, включающий сбор и систематизацию теоретического материала.
II этап (октябрь-февраль 2008г.) – изучение и обобщение опыта работы социального педагога по социальной адаптации детей и подростков в рамках Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
III этап (март 2009г.) – обобщение результатов исследования и оформление дипломной работы.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в использовании междисциплинарного подхода при рассмотрении заявленной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении специфики и обобщении опыта работы социального педагога по социальной адаптации детей и подростков в рамках Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под социально-педагогической реабилитацией умственно отсталых детей и подростков мы понимаем процесс их возвращения, включения, интеграции в общество (семью, школу, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующих полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
2. Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;
2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);
3) использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.
3. Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, корекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое.
Статьи по теме:
Понятие национального воспитания
младших школьников
Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы ...
Процесс развития демократических тенденций в истории образования
Период конца XIX-первого двадцатилетия XX в. богат поисками, находками, разочарованиями и потерями. Многие педагогические концепции и теории, а также образцы практического опыта прошли проверку в пер ...
Система начального профессионального образованием
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, слу ...