На всех этапах своего развития человеческое общество проявляло внимание к людям, имеющим те или иные нарушения физических или психических качеств. Если такие лица оставались без внимания, это становилось тяжелым бременем для общества и способствовало процветанию таких пороков, как преступность, тунеядство, бродяжничество.
В связи с этим у общества возникла необходимость определить свое отношение к данным лицам, их правовое положение, необходимые формы помощи.
С развитием общества менялось не только его отношение к аномальным людям, но менялись и критерии аномальности. Причем на определение рамок «норма-патология» влияет целый ряд факторов: уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние науки и культуры, просвещения, здравоохранения и др.
В зависимости от уровня развития общества к людям с различными психофизическими нарушениями предъявлялись определенные требования.
Так, например, в рабовладельческом обществе дети с различными недостатками развития подлежали физическому уничтожению.
Сенека писал: «Надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».
В феодальном строе, когда слишком велико было влияние церкви, любое отклонение от нормы расценивалось, как проявление «злого духа». Такие люди подвергались гонениям, отстранением от всякой общественной жизни и даже пыткам инквизиции.
В славянских государствах на детей с различными отклонениями смотрели как на «божьих людей», окружали их ореолом святости. В Киевской Руси широко было распространено милосердное движение: оказывалась посильная помощь убогим детям, приютам и богадельням, где проживали несчастные и больные люди.
Один из первых документов на Руси, обязывающий церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых, был принят еще в 996 году князем Владимиром Святославичем. Ровно через 100 лет в 1096 году князь Владимир II (Мономах) в своем «Поучении» дает такие наставления: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте».
Подобные указы были приняты при Иване Грозном (о необходимости попечения больных, нищих и лишенных разума), в царствие Федора Алексеевича (указы, запрещавшие бродить по улицам нищих, убогих, юродивых), обязывающие открывать для них богадельни, помещать «дураков» в монастыри.
В эпоху Петра I некоторые бояре, не желая отдавать своих чад на государственную службу, стали отправлять их под видом «дураков» в монастыри. Петр издал несколько указов о «дураках», где определял признаки дураков, дабы избежать симуляции. «Дураком» Пётр признавал тех, кто «отповеди учинить не может, не годится ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводит, беспутство расточает». Однако эти указы не оказали большого влияния на бояр, ситуация изменилась лишь тогда, когда Пётр I приказал лишать «дураков» наследства и запретить им жениться. Кроме того, Пётр предлагал строить госпиталя для душевнобольных, но этот указ широкого распространения не получил.
И только в царствование Екатерины II появились дома для душевнобольных, открылось несколько учреждений для присмотра за инвалидами и сиротами.
Статьи по теме:
Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей
В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. ...
Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших
дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...
Исследование профессиональной направленности старшеклассников
Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности. В подростковом возрасте происходит вырабо ...