Пояснительная записка.
Практикум «Диагностика физического развития детей» направлен на формирование самостоятельной работы студентов среднего специального учебного заведения. Включение данного практикума в учебный процесс необходимо, т.к. на изучение диагностики физического развития детей в курсе «Методика физического воспитания и развития детей» отводится очень мало часов(1). Полученные данные в результате обследования детей помогают определить дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также оценить эффективность работы воспитателя и педагога по физической культуре.
Данный курс позволяет изучить состояние проблемы «Диагностика физического развития детей» и овладеть способами самостоятельной работы.
Основная цель данной программы - просвещение студентов по вопросу использования различных методик для диагностики развития детей дошкольного возраста.
Задачи практикума:
1. Расширить знания студентов по теме «Диагностика физического развития детей».
2. Изучить разные подходы к организации и проведению различных диагностических методик оценки физического развития детей дошкольного возраста.
3.Формировать аналитические умения и навыки самостоятельной работы.
4. Убедить в необходимости изучения практикума и овладения основными методиками обследования физического детей.
Программа предусматривает проведение занятий в форме лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, проводимых в учебной аудитории и базовых дошкольных учреждений.
По окончании практикума, студент должен знать:
• определение диагностики и требования к её организации;
• технологию проведения диагностики в различных возрастных группах;
• формы фиксации данных исследования.
И должен уметь:
• проводить обследование физического развития детей;
• обрабатывать результаты исследований;
• делать выводы, давать рекомендации по результатам исследования.
По итогам изучения практикума, студентам выставляется зачёт. Основные условия его получения:
• выполнить весь объём заданий, предусмотренных программой практикума (всего 30 часов);
• предоставить картотеку методик с краткой аннотацией;
• предоставить оформленный доклад;
• предоставить грамотно оформленные рекомендации по организации и проведению диагностических методик;
• сдать документацию по проводимой диагностике (протокол, характеристика на ребёнка, паспорт здоровья ребенка, рекомендации).
Содержание программы практикума «Диагностика физического развития детей»
Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет:
проблемы и пути их разрешения.
Проблема тестирования физической подготовленности детей 4-7 лет, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях различного вида. Основные гигиенические требования, предъявляемые к тестированию дошкольников. Научно-обоснованная система тестирования физической подготовленности детей с учётом особенностей состояния их здоровья и развития.
Диагностика физического развития детей.
Значение диагностики. Технология проведения диагностики в
разных возрастных группах. Форма фиксации данных, система
оценки и обработка результатов.
Современные подходы к организации и проведению диагностики физической подготовленности детей.
Значение паспорта здоровья в физическом развитии и физическом воспитании детей. Варианты оформления. Основное содержание (семейный портрет, общее состояние здоровья, группа здоровья, уровень физического здоровья, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, интересы и склонности, уровень развития психофизических качеств).
Учебно-тематический план исследовательского практикума «Диагностика физического развития детей».
Всего: 30 часов. Из них 1 час - лекций; 23 часа - семинарских и практических занятий; 6 часов лабораторных занятий.
Итоговая форма контроля - зачёт.
№ п/п |
Содержание курса, тема |
Количество часов | ||||
Лекции |
Семи - нарские |
Практи - ческие |
Лабора - торные |
Сам. работа | ||
1. |
Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет: проблемы и пути их решения. |
1 |
2 | |||
2. |
Диагностика физического развития детей |
2 |
2 | |||
3. |
Совместные подходы к организации проведения диагностики физической подготовленности детей |
14 |
6 | |||
4. |
Реализация системы работы по проведению диагностических методик в ДОУ в различных возрастных группах |
4 |
4 | |||
5. |
Оценка сформированности здорового образа жизни семьи |
1 |
4 | |||
6. |
Анкетирование как метод выявления сформированности здорового образа семьи |
2 |
4 | |||
7. |
Паспорт здоровья ребенка (анализ, оформление). |
6 |
8 | |||
Итого: |
1 |
2 |
21 |
6 |
30 |
Статьи по теме:
Особенности изучения методики на современном этапе
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процесс ...
Диагностика вербальных способностей
Острая необходимость в оперативном решении практических задач психодиагностики связана с широким распространением психолого-педагогического консультирования, в частности, в сфере образования и вос ...
Проблемы участия России
в Болонском процессе
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это – сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Эт ...