Задачами практической части настоящего исследования являются следующие:
1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.
2. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
3. Изучить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате и выявить её результативность.
4. Провести повторную диагностику уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
Базой исследования является ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».
Методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
В 2007-2008 учебном году в школе-интернате в начальной и основной школе занимались 9 классов-комплектов, в которых на конец 2007-2008 учебного года обучались 132 ученика.
Социальный паспорт школы позволил выявить следующее:
В школе постоянно обучаются 132 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.
Из 132 учащихся школы – 94 мальчика и 38 девочек.
Рис. 1. Соотношение количества мальчиков и девочек к общему числу учащихся.
Таким образом, мальчики составляют 71,2% от общего количества учащихся, девочки – 28,8% от общего количества учащихся.
Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеют сопутствующие заболевания. 98% учащихся относятся к 4-оой группе здоровья, 2% - к 3-й группе, инвалидов - 21 человек.
Сирот - 14, опекаемых - 2 человека.
Социальный состав семей:
Всего семей - 60, из них:
· 17 – семей многодетных,
· 38 - семей малообеспеченных,
· 10 – семей неблагополучных.
Таким образом, видно, что все дети из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей.
Анализ личных дел и медицинских карт учащихся показал:
1. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в умеренной степени выраженности» - 42чел. Из них 12 человек имеют общее недоразвитие речи и логоневрозы, как следствие этого проблемы в обучении грамоте и трудности в коммуникации.
2. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в лёгкой степени выраженности» - 63 человека. Из них имеют нарушения поведения – 5 человек, нарушения памяти – 4 человека, нарушения речи – 7 человека, органические поражения ЦНС – 6 человек, что создаёт дополнительные трудности для обучения и социальной адаптации таких учащихся.
3. Учащихся с диагнозом «Олигофрения в стадии дебильности» - 25 человек. Из них общее состояние здоровья отягощено наследственностью у 1 человека, нарушения речи – у 4 человек.
4. Учащихся с диагнозом «органическое расстройство личности и поведения с выраженной интеллектуальной недостаточностью I степени» (ОНР I) - 2 человека.
Рис. 2. Соотношение количества учащихся с различными диагнозами
Таким образом, большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы, как то:
- нарушения, недоразвитие речи и логоневрозы – 17,4%;
- нарушения памяти – 3%;
- нарушения поведения – 3,8%;
- органические поражения ЦНС – 4,5%.
По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом:
1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.
2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.
3. Проблема непосещаемости учебного заведения.
4. Проблемы в трудоустройстве.
На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы:
Высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии.
Средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Статьи по теме:
Педагогика как наука
Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходитс ...
Целевые ориентиры организации
Идеал (видение) – формирование позитивного имиджа образовательного учреждения, основанного на стремление удовлетворить потребности современного общества. Школа с комфортными и здоровыми условиями обу ...
Формы, виды и
методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...