Анализ особенностей письма ученика 3 класса

Страница 1

В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса.

Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки; 2) трудности в удержании строки; 3) разный наклон и высоту элементов букв и букв; 4) трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замену букв, близких по написанию; 5) зеркальность при написании букв Д - В, У - Ч, Д - Б и т.д.

Ученик первого класса Дима Ж. (7 лет) при поступлении в школу выделялся среди одноклассников довольно слабым развитием: крайне недостаточным запасом сведений, знаний, умений. Мальчик не знал, кем работают его родители, как их зовут, где он живет, с трудом входил в контакт с незнакомыми людьми. В течение первого года ребенок находился под наблюдением невропатолога в связи с последствиями органического поражения головного мозга. Мальчик был очень беспокойным, плохо спал. Физическое и психическое развитие мальчика проходило с некоторым отставанием, к тому же он постоянно болел простудными заболеваниями. При беседе с мамой выяснилось, что мальчик всегда был трудным. В дошкольном возрасте Дима был очень возбудим, раздражителен, драчлив, долго мочился в постель. Беременность была ранней (17 лет) и очень тяжелой – токсикоз в первой половине, угроза выкидыша, кесарево сечение, искусственное вскармливание, выписан из роддома с нарушением мозгового кровообращения, сидит с 6 месяцев, ходит с 11 месяцев. Первые слова появились после 2-х лет, к 3-м годам фразовая речь не сформировалась. В 5 лет подрезали уздечку. Неправильное произношение сопровождается обильным слюноотделением. Так Дима составил рассказ по серии сюжетных картинок ”Сорока и наседка с цыплятами“ на логопедическом обследовании речи в 7 лет) ”А ана пиетеа и стаа на паочку, а куычки пашли. Патом боят её, а вот куычка пиша, а патом аганяаа её“. Как видим, Дима улавливает основную мысль, но выразить её словами не может. Наводящие вопросы помогали. Мальчик охотно принимал помощь, повторял все слова несколько раз и все-таки справился с заданием.

Как выяснила учительница, Дима воспитывался в интеллигентной семье, посещал ясли, а потом - и детский сад. Самостоятельно ничего не мог сделать. Как правило, родители, видя беспомощность сына, постоянно его ругали и делали всё сами, никаких обязанностей дома у ребёнка не было. Семейная обстановка относительно благополучная. Трудности в школе начались сразу. В первые дни обучения в школе Дима не мог сидеть за партой, часто вставал, ходил по классу, был очень подвижен, недисциплинирован, никогда не убирал свои разбросанные вещи и вызывал особое беспокойство у учительницы. Мальчик все больше и больше отставал от своих одноклассников. Он не успевал выполнять задания, не понимал простейших инструкций, не запоминал буквы. На уроках был рассеянным, гиперактивным, неуправляемым. Малейшее замечание вызывало бурную реакцию и слёзы. Серьезный разговор состоялся и с родителями. Необходимо изменить отношение к ребенку в семье, больше обращать внимания на общее развитие сына. Безусловно, в этом случае надо отдать должное учительнице, проявившей максимум терпения, внимания и настойчивости.

Во втором полугодии положение стало еще более тяжелым. Обращали на себя внимание его крайне низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Дима стал играть на уроках. Особенные трудности выявились в письме: мальчик не мог сориентироваться на листе, запомнить начертание букв, не различал отдельные звуки, пропускал гласные буквы, искажал слова, писал предложение в одно слово. При этом он жаловался на боли в руке. Помощи от родителей не было.

Анализ ошибок свидетельствовал о том, что у Димы имеет место артикуляторно-акустическая дисграфия, осложнённая моторным недоразвитием. Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т.е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. Кроме того, выявлено недоразвитие общей и мелкой моторики, нарушение фонетико-фонематического восприятия. В результате мальчик не мог написать букву, не дифференцировал звуки, не мог соотнести правильно звук и букву, искажал слова, путал оптически сходные буквы. Например, фразу "Около дома дубы" он писал так: "окола в дома дуву".

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...

Нетрадиционные задачи по органической химии
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они стремились получать новые знания. Чтобы ученики продуктивно и деятельно раб ...

Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи, В ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru