Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.
Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма.
Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности.
Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.
Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.
Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья занимаются представители различных отраслей научного знания. Междисциплинарный подход позволяет изучить данное явление с философской, социальной, психологической, медицинской и педагогической позиций.
Таким образом, исследование проблемы социальной реабилитации и адаптации умственно отсталых детей должно быть основано на междисциплинарном комплексном подходе.
Для полноценного исследования заявленной проблемы необходимо дать определение существенно важных понятий и терминов: недуг, ограниченная возможность, недееспособность.
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человек;
недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
Статьи по теме:
Цель, задачи, методы и организация исследования
Данная дипломная работа направлена на изучение становления спортивной культуры у учащихся 4-х классов. Целью исследования является: разработать, теоретически обосновать становление спортивной культур ...
Виды, методы и приемы организации самостоятельной работы студентов
педагогических колледжей в ходе изучения курса «Методика физического воспитания
и развития детей»
Процесс обучения методике физического воспитания, как считает Валеева А.М., перенасыщен всевозможными средствами, облегчающими усвоение материала и развитие умений. Это и методы, получившие в последн ...
Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и
музыкальных способностей
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей ра ...