художественный культура проблемный обучение
В этой части нашей работы мы представим цикл из трех уроков, каждый из которых в основе своей имеет метод соответствующий проблемному обучению, и которые были разработаны для данного исследования. Проведя анализ имеющихся учебных программ по МХК, мы убедились в недостатке разработок для изучения данного предмета в 5-х классах общеобразовательной школы. Поэтому участниками педагогического эксперимента стали ученики 5-х классов школы №636 Центрального района г. Санкт-Петербурга, изучающие МХК по программе Л.А. Рапацкой «Мировая Художественная Культура. Программа курса 5-9 классы».
На момент проведения учащиеся уже изучили культуру Др. Египта и Месопотамии и перешли к изучению культуры Др. Греции.
Первый урок, проведенный в экспериментальной группе, имел тему «Боги Древней Греции».
Цель урока: изучить особенности пантеона богов в представлениях древних греков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
познакомить учащихся с основными представителями Олимпа;
развить навыки узнавания того или иного представителя по свойственным ему атрибутам;
воспитать новое отношение к богам Древней Греции.
В процессе проведения данного урока был реализован частично-поисковый метод или эвристический, который является одним из способов применения проблемного обучения. Осуществление этого метода проявилось в таких заданиях как:
В начале урока была проведена эвристическая беседа с учащимися класса, ответы которых служили важным элементом в процессе самостоятельном развитии их мысли.
Следующим элементом урока было самостоятельная работа учеников в группах с элементами исследования. Для этого ребята разделились на три команды, после чего им было предложено выбрать название. Каждая команда получила по конверту, внутри было по три задания (текст об одном из богов, разрезанный на маленькие части; кроссворд по теме; картинка-пазл с изображением бога). В каждой команде работа между участниками распределилась таким образом, что все были задействованы. После выполнения каждая команда представляет результаты.
Следующим этапом урока была викторина. Она основывалась на уже имеющихся у ребят знаний по теме и направлена на получение новых.
В завершении урока были подведены итоги, которые ученики оглашали самостоятельно, что способствовало наилучшему усвоению полученного материала. Также данный урок показал возможности школьников работать в группе.
Второй урок. Тема «Античное зодчество: логика прекрасного»
Полный конспект урока и принцип его построения представлен в приложении 2.
Цель урока: выявить особенности строительства в Др. Греции; аргументировать почему эти принципы являются отражением космоса в представлениях греков.
Задачи:
воспитать трепетное отношение к памятникам архитектуры Др. Греции;
сформировать собственный эстетический взгляд на памятники греческого зодчества;
развить способность узнавать признаки греческой архитектуры.
При разработке данного урока был использован метод проблемного изложения материала. В рамках данного метода были использованы следующие приемы и соответствующие ему задания:
В начале урока был произведен побуждающий диалог, по итогам которого мы учащиеся узнали тему урока.
Анализ |
Учитель |
Ученики |
П – задание на о – известный с – материал т а н о – задание на в – новый к – материал а – п – побуждение к р – осознанию о б л – побуждение к е – проблеме м ы |
- Посмотрите на слайды и напишите название здания, изображенного на нем, напишите, что у него особенного. (Слайды с изображениями известных зданий Санкт-Петербурга). - А теперь посмотрите на эти изображения, и напишите что это за здания. (Слайды с иностранными памятниками). - Вы справились с заданием? - В чем затруднение? - Какой же возникает вопрос? - Все эти здания построены по принципам античной архитектуры. Значит какая у нас сегодня тема? Фиксация темы на доске. |
Успешно выполняют работу, без затруднений. Ученики испытывают затруднение. (Проблемная ситуация). - Нет, не смогли. - Не знаем зданий и их особенностей. (Осознание противоречия). – Что это за здания и в чем их особенность? - Античная архитектура. (Проблема как тема). |
Когда мы определили тему урока, последовало непосредственное ее рассмотрение при помощи проектора, где были представлены основные памятники греческой архитектуры, и изображением элементов ордерной системы на доске.
Статьи по теме:
Оздоровительное
значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Бла ...
Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России,
начиная с древних лет до начала ХХ в
Важнейшим событием в истории Древней Руси и Русского государства было принятие христианства в 988 г., изменившее содержание и характер воспитания и обучения. Воспитание детей проводилось преимуществе ...
Проект диагностирующего эксперимента
Цель: Сформировать познавательные звенья нравственной нормы, т.е. умение детей выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми при помощи детской художественной литературы. Задач ...