Современная система образования в общеобразовательной школе строится на необходимости постоянного обновления, вследствие быстрого темпа роста информации, получаемой человеком. Важно отметить, что все содержание образования основывается на научном знании, которое становится предметом образования. В соответствии с принципом природосообразности научное знание распределяется по трем ветвям образования, таким как: высшая школа; общее образование и профессиональное. Следующим этапом является переход от ветви общего образования к собственно общеобразовательной школе, которая имеет разделение на начальную, среднюю и полную. Для того чтобы школьник получил весь необходимый для каждой стадии уровень знаний существует учебный план, в состав которого входят различные дисциплины, имеющие свои программы и тематические планы. Здесь важно отметить, где же все-таки место для мировой художественной культуры. На уровне научного знания как приоритетного для нашего предмета выступает культурология, содержание которой трансформируется описанным способом и внедряется в учебный план как дисциплины культурологического цикла. К ним относятся: мировая художественная культура, история Санкт-Петербурга, краеведение и, собственно, культурология. После определения этого места необходимо раскрыть важный аспект методов преподавания данной дисциплины, поскольку одного принципа природосообразности здесь не достаточно. В данной работе нас также будет интересовать понятие саморазвития школьника, т.е. формирования в нем навыков и умений к самообучению и соответствию требованиям современного общества. В связи с этим обнаруживается актуальность исследования. Современная система образования, как известно, основывается на субъект – субъектной парадигме, сущностью которой является ориентация на личность каждого ученика и его полноценное, всестороннее развитие. Не стоит забывать о том, что многие учителя, около 80%, работали еще при Советском Союзе, когда в центре внимания педагогов находились вопросы накопления знаний и развития памяти к тому же, традиционная система методов обучения скорее способствовала стихийному формированию теоретического мышления у детей, нежели преодолевала это. Фактически, здесь речь идет о создании новой по духу педагогической теории нашего времени и воплощении ее в школьной практике. Поиск такой теории ведется в направлении гуманизации педагогики и школы. На мой взгляд, реализоваться она может в проблемном обучении, которое поможет ребенку развить в себе все те качества, которые необходимы современному человеку.
В трудах ученых, изучавших это направление, а именно психолога К. Роджерса, педагогов Дж. Дьюи, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, А.В. Хуторского, Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской… В рамках культурологического подхода понятие «саморазвитие» выступает важным составляющим исследования творческой и когнитивной активности личности, результатом, которой выступает культура и социокультурная среда. В связи с этим в работе были использованы труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Д.Б. Кабалевского, П.А. Флоренского.
В этом моменте может возникнуть некоторое противоречие, поскольку при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение. Однако фронтальное изложение и передача учителем готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла, что еще раз доказывает необходимость структурирования материала таким образом, чтобы возникла проблемная ситуация.
Объектом исследования: изучение мировой художественной культуре в общеобразовательной школе на основе технологии проблемного обучения.
Предмет исследования, применение технологии проблемного обучения как средства саморазвития школьников на уроках МХК.
Целью курсовой работы является – обосновать и экспериментально доказать сообразность применения технологии проблемного обучения при изучении МХК как средства саморазвития школьников.
Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
проанализировать теоретические основы изучения МХК в школе;
определить место МХК как предмета обеспечивающего личностное развитие школьников;
провести анализ технологии проблемного обучения как средства обеспечивающего саморазвитие и обосновать правомерность ее применения на уроках МХК;
разработать систему уроков с учетом применения технологии проблемного обучения;
экспериментально доказать влияние технологии проблемного обучения при изучении МХК на саморазвитие школьников.
Итак в нашей работе необходимо раскрыть такие аспекты, как: влияние МХК на формирование мировоззрения школьника и его личности в целом; раскрыть сущность технологии проблемного обучения и условия ее применения в рамках данной дисциплины; а также экспериментально доказать выдвинутую гипотезу, которая состоит в том, что уровень саморазвития школьников будет неуклонно расти, если занятия по МХК будут строиться на технологии проблемного обучения. Этому будут способствовать эвристические и исследовательские приемы, повышающие успешность самостоятельного выполнения учениками необходимого уровня работ.
Статьи по теме:
Первый вариант замены садика — группа неполного дня
Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагог ...
Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в
педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...
Документооборот организации
Деятельность исследуемого образовательного учреждения регламентируются следующими видами локальных актов: 1. уставом; 2. приказами директора Учреждения; 3. должностными инструкциями; 4. учебным распи ...