На основании разработанных уроков, которые описаны в предыдущем параграфе, было произведено опытно-экспериментальное апробирование. Главной задачей этой части работы является эмпирическое доказательство выдвинутой гипотезы. Данный педагогический эксперимент включает в себя несколько этапов.
На первом этапе необходимо было определить критерии, по которым мы замеряем уровень саморазвития школьников. Этими критериями являются следующие:
эмоционально-ценностный (эмоциональное отношение к выполняемому заданию, коммуникативные и практические эмоции, желание добиваться успехов в творческой работе, удовлетворение от выполнения этой работы);
когнитивный (демонстрация осведомленности о способах выполнения нестандартных заданий; аргументирование выдранного способа действия; правильное и обоснованное решение исследовательских задач; творческий подход к анализу возникающих ситуаций, к организации коллективных творческих дел; положительное отношение к составлению и выполнению поисковых заданий);
информативный (наличие необходимых знаний о специфических особенностях культуры разных стран, то есть знаний из различных сфер искусства, например: знание произведений разных писателей, жанрового своеобразия, специфических особенностей живописи, осведомленность в историческом контексте того или иного явления и т.д.)
креативный (способность школьника к продуктивной созидательной поисково-творческой деятельности на материале произведений мировой художественной культуры. Показатели: оригинальность личностно-значимого творческого продукта деятельности, гибкость творческого мышления, точность выполнения творческого задания, ассоциативность.)
На основании выявленных критериев была разработана анкета из шести вопросов, для определения уровней саморазвития школьников на уроках МХК:
низкий (начальный);
средний (репродуктивный, частично-поисковый);
высокий (исследовательский).
Каждый из этих уровней соответствует тому, как учащиеся отвечали на вопросы предложенной им анкеты. Так, например, низкий уровень говорит о недостаточном, для решения проблемно-ориентированных задач, уровне информированности учащегося в историческом и социокультурном контексте данного периода времени. А также о неспособности ученика найти новый, оригинальный способ действия. Средний уровень подразумевает возможность результативного решения поставленной задачи в рамках культурно-исторического аналога. Высокий уровень отражает умение школьника самостоятельно найти необходимые данные, выявить недостатки стандартных решений и на основании этого предложить свой вариант решения задачи, который будет отличаться высоким уровней творческой и когнитивной активности.
На первом этапе эксперимента была разработана анкета, в которой каждому из четырех критериев соответствует 8 вопросов:
эмоционально-ценностный показатель:
Насколько тебе нравится посещать уроки Мировой Художественной Культуры? (нравится, не всегда, не нравится)
Когда у тебя получилось выполнить какое-нибудь задание, ты гордишься тем, что сделал? (да, иногда, нет)
когнитивный показатель:
Если при выполнении задания ты испытываешь затруднения, ты обращаешься за помощью к учителю или родителям? (нет, пытаюсь сделать сам; прошу подсказать; пропускаю задание)
После выполнения заданий на уроке как часто учитель спрашивает вас почему вы выбрали именно этот способ/вариант? (часто, редко, никогда)
информированный показатель:
Читая какой-нибудь текст на уроке, ты встречаешь незнакомые слова, ищешь ли ты их в словаре? (да, иногда, нет)
Статьи по теме:
Особенности применения дидактических игр на уроках информатики
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое ...
Определение содержания учебных занятий
При подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содержание и что необходимо усвоить учащимися. Прежде всего, следует конкретизировать о ...
Технологии работы с детьми группы риска
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: · организацио ...