В каждой школе, какой бы она не имела профиль, есть предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Наличие их необходимо для гармонического развития личности ребенка, а главное для формирования его мировоззрения. Как известно, учебная дисциплина МХК, которой в этом параграфе будет уделено огромное внимание, присутствует не в каждой школе. Это связано с тем, что у каждой дисциплины есть свой особый статус. Он может быть федеральным, т.е. этот предмет является обязательным для изучения во всех субъектах федерации; или региональным. Это значит, что в учебном плане выделяются часы для изучения дополнительных, на ряду с обязательными, предметов, которые каждый регион выбирает сам.
Мировая художественная культура одна из дисциплин культурологического цикла, имеющая региональный статус, а значит, что каждое общеобразовательное учреждение имеет право выбирать, будут ли ученики изучать данный предмет или нет. Следует сказать, что «как учебная дисциплина, культурология связана с целым комплексом гуманитарных наук и органично включает эти знания в целостную систему науки о культуре. Это создает возможность для формирования в сознании учащегося системного представления о многообразии форм культуры, целостной картины мира культуры, включающей «образы» мировой и отечественной культуры, отражающие различные уровни единого мирового процесса. Культурология помогает понять культурные процессы в прошлом и настоящем «в едином контексте мировой цивилизации; способствует формированию гуманности, доброжелательности, диалогу культур».
«В школе культурологическое образование охватывает процесс обучения культурологическим дисциплинам и разделы содержания общекультурной подготовки в процессе преподавания гуманитарных, художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих освоение явлений культуры, формирование знаний о культуре, опыта решения культуротворческих задач, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры. Свидетельством осознания является то, что принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов общего образования». Как мы убедились, МХК способствует формированию особой картины мира, основанной на эстетических, ценностных и морально-нравственных принципах.
Каждое учебное заведение вольно выбирать ту учебную программу, по которым учащиеся будут изучать предмет. Относительно МХК мы уже сказали о важности составления у школьников полноценного и целостного представления о мире. Поэтому, нам необходимо обратиться к этим программам и проанализировав их выявить их важнейшие принципы отбора и построения учебного материала.
Первой мы рассмотрим программу Ю.А. Солодовникова «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения», которая предназначена для 6-8 классов. Цель программы выражается в духовно-нравственном и эстетическом развитии подростка силой воздействия и средствами различных искусств. В соответствии с целью выделяется одна из главных задач, которая выражается в помощи ученику сквозь призму далекой истории понять динамику сегодняшней жизни, свое предназначение. Системообразующими принципами при составлении программы явились:
историзм;
опора на мифологию, которая рассматривается:
- как система образов и представлений, в которых воплощено сознание людей древнейших цивилизаций;
- как основа трех великих книг: Махабхараты, Библии, Корана;
- как почва для античного искусства и искусства эпохи Возрождения;
Статьи по теме:
Регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности
Регулирование учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. На регулирование учебног ...
Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших
подростков
В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления младших подростков экспериментальной группы (N=15). Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и ко ...
Понятие синестезии
Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен ...