Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, выступает как понимание речевой продукции (устной и письменной).
Познание человеком окружающего мира осуществляется в различных формах мышления. Предметы воздействуют на органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.
В школьный период наибольшее развитие получают наглядно-образное, словесно-логическое и творческое мышление, которые непосредственно связаны с формированием речевых и синестетических способностей.
Активный переход к наглядно-образному мышлению осуществляется с помощью речи. Слова помогают выделять в объектах существенные связи и свойства, они обозначают действия, которые надо совершать. С увеличением словарного запаса формируются сложные образы предметов и явлений, которые включают в себя не только внешние свойства, но и скрытые, которые закреплены в словах и не могут быть выражены в образах.
Переход к словесно-логическому и творческому мышлению осуществляется с опорой на наглядно-образное. При словесно-логическом мышлении осуществляется значительный отрыв от реальных ситуаций и предметов, оно позволяет оперировать лишь отдельными свойствами и связями. Окончательно оно формируется именно в подростковый период, где ученик операции мышления применяет не к реальным предметам или представлениям, а к понятиям, суждениям и умозаключениям.
Творческое мышление, опираясь в своем развитии на словесно-логическое, формируется у детей младшего подросткового возраста и предполагает наличие у личности способностей, в том числе и речевых, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью, что, прежде всего, относится к проявлению у каждого какого-либо типа синестезии.
В заключение стоит отметить, что ведущую роль в развитии этих видов мышления в дошкольный период играют родители ребенка, в школьный период – учитель, грамотно организующий учебный процесс. На уроках развития речи он направляет внимание ребенка на существенные черты того или иного языкового явления, знакомит с их особенностями и учит оперировать необходимыми понятиями, выстраивая связный монологический ответ. Без овладения соответствующими речевыми приемами познавательная активность школьника нивелируется, что приводит к снижению грамотности и успеваемости в целом.
Во II главе были рассмотрены особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах. В параграфе 2.1. приведена схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, перечислены и охарактеризованы все этапы речевого развития детей. Особое внимание уделено особенностям речевого развития школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста.
В тесной связи с речевым развитием были перечислены особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста, проанализированы этапы их формирования у школьников. Были выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие приведенных типов мышления, ведущими из которых являются родители и школьное воспитание и образование.
Статьи по теме:
Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных
учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...
Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей
младших школьников
Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа ...
Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...