1. В исследовании принимал участие ребенок пяти лет с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня, у которого не был поставлен ни один шипящий звук.
2. Коррекционная работа строилась в следующем порядке: подготовительный этап, постановка звука [ш], автоматизация звука [ш]. На последнем этапе проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж].
3. В ходе коррекционной работы звуки [ш] и [ж] были поставлены, звук [ш] автоматизирован в слогах, словах, словосочетаниях и частично в предложениях.
В завершении работы были сделаны следующие выводы в отношении проведенного исследования по исправлению сигматизма шипящих у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника.
Такое нарушение звукопроизношения как сигматизм шипящих звуков является одним из самых распространенных. По данным М.А. Александровской, у детей дошкольного возраста частота нарушений шипящих звуков составляет 24% от всех нарушений сложных по артикуляции звуков (50-е годы). А по данным Л.Г. Парамоновой, полученным с интервалом в несколько последних десятилетий (90-е годы) частота нарушений данной группы звуков составляет 45,4%, что свидетельствует о явном росте дефектов звукопроизношения. Поэтому данная дипломная работа посвящена разработке решений этой проблемы.
В первой главе рассматривались теоретических основы исправления сигматизма шипящих у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В отношении теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Речь является одним из главных психических процессов, от которого зависят все остальные. Если будет нарушена речь, то пострадает и мышление, и память, и воображение и другие функции когнитивной деятельности человека.
2. Речевое развитие дошкольника проходит определенные стадии: гуление, лепет, появление первых слов, фраз, связной речи. Звуки также постепенно появляются в речи ребенка: сначала гласные, затем простые по артикуляции согласные, и, наконец, сложные – свистящие, шипящие, сонорные.
3. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В зависимости от характера сформированности всех компонентов языка выделяют четыре уровня речевого развития.
4. Нарушение произношения шипящих звуков носит название «сигматизма». Существует несколько видов сигматизма шипящих: боковой, носовой, межзубный. Каждый вид имеет свои причины возникновения.
5. В зависимости от вида шипящего сигматизма строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.
Экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 14 компенсирующего вида в период с 11. 02. 2008 по 15. 03. 2008 года. В нем принимал участие ребенок пяти лет Катя Е. с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня.
Было выявлено, что у Кати Е., помимо прочих нарушений речи, имеется такое нарушение звукопроизношения как боковой сигматизм шипящих. Поэтому цель коррекционной работы заключалась в постановке и автоматизации базового звука [ш] для группы шипящих в слогах, словах и связной речи, а также уточнении артикуляции звука [ж].
Был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению звука [ш], который включал в себя подготовительные занятия, занятия по постановке и автоматизации базового звука [ш] для группы шипящих. Кроме того, на этапе автоматизации звука [ш] в предложениях был поставлен звук [ж].
По окончании коррекционной работы было проведено повторное обследование произношения шипящих звуков с целью выявления эффективности предложенного комплекса логопедических занятий. В ходе него было выявлено, что девочка правильно произносит звуки [ш] и [ж] изолированно, звук [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
Таким образом, в результате проведенного комплекса коррекционных мероприятий были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Отсюда следует, что предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений был успешно реализован, а значит, является эффективным и может быть применен в отношении других детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеющих боковой сигматизм шипящих, что говорит о практической значимости дипломной работы. Гипотеза, поставленная в начале исследования, является доказанной.
Статьи по теме:
Характеристика приемов введения понятий
Возможны следующие приёмы при введении понятий: 1) можно составить такие упражнения, которые позволяют учащимся быстро сформулировать определение нового понятия. Например: а) Выписать несколько первы ...
Способности как психологический феномен
Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к ч ...
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным ...