Задание № 2. Игра «Эхо».
Цель: выявление уровня произношения звука [ш] в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал:
ша, шо, шу, ше, ши,
аш, ош, уш, еш, юш, яш
ошо, аша, ушу, иши, ашо,
шма, шмо, шму, шмэ,
шпа, шпо, шпу, шпэ,
шка, шко, шку, шкэ,
акш, окш, омш, умш,
отш, итш, утш, атш.
Было выявлено, что во всех слогах звук [ш] Катя произносит верно.
Задание № 3. Игра «Помоги кошке поймать мышку».
Цель: определение состояния произношения звука [ш] в словах, где он находился в начале, середине и конце слова.
Оборудование: наглядный материал.
Инструкция: помоги кошке поймать мышку, назвав предметы на картинках.
Предполагаемый результат: мишка, камыш, вишня, бабушка, душ, кувшин, мешок, шахматы, шапка, катушка, подушка, дедушка, шишка, машина.
В результате, во всех словах звук [ш] был произнесен правильно.
Задание № 4. Игра «Повторялочка».
Цель: выявить уровень произношения звука [ш] в словосочетаниях.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал: большое окошко, плюшевый мишка, пшенная каша, шумит в ушах.
Во всех словосочетаниях звук [ш] был произнесен правильно.
Задание № 5. Игра «Веселые картинки».
Цель: выявить уровень произношения звука [ш] в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки.
Вопросы:
- Что у бабушки на подносе?
- Что делает кошка Машка?
- Где висит шуба?
- Кого катает Саша?
Предполагаемый результат:
У бабушки на подносе плюшки;
Кошка Машка спит;
На вешалке висит шуба;
Саша катает мишку.
В некоторых предложениях звук [ш] Катя произносила правильно, а в некоторых искажала его, когда не контролировала свое произношение.
Таким образом, было выявлено, что в предложениях встречается как правильное произношение звука [ш], так и искаженное, т. е. вместо правильного звука слышится хлюпающий звук.
Количественные результаты обследования были занесены в таблицу № 1.
Таблица 1
Результаты вторичного обследования произношения звуков [ш] и [ж]
Обследование |
Баллы | ||
0 |
1 |
2 | |
Изолированное произношение звука [ш] |
+ | ||
Произношение звука [ш] в слогах |
+ | ||
Произношение звука [ш] в словах: в начале |
+ | ||
в середине |
+ | ||
в конце |
+ | ||
Произношение звука [ш] в словосочетаниях |
+ | ||
Произношение звука [ш] в предложениях |
+ | ||
Изолированное произношение звука [ж] |
+ |
Из таблицы видно, что Катя набрала 15 баллов из 16 возможных. Девочка правильно произносит звуки [ш] и [ж] изолированно, звук [ш] - в слогах, словах и словосочетаниях, а в предложениях в некоторых случаях искажает его, т. е. вместо правильного произношения слышится хлюпающий звук.
Таким образом, в результате проведенного комплекса коррекционных мероприятий были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе первичного обследования было выявлено, что у Кати Е. не был поставлен ни один шипящий звук. Сравнивая показатели первичного и вторичного обследования, можно сделать вывод, что поставленная цель в начале экспериментальной части исследования была практически достигнута, а именно поставлены звуки [ш] и [ж], звук [ш] автоматизирован в слогах, словах и словосочетаниях. Отсюда следует, что предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений был успешно реализован, а значит, является эффективным и может быть применен в отношении других детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеющих боковой сигматизм шипящих. В этом заключается практическая значимость дипломной работы. Гипотеза, поставленная в начале исследования, является доказанной.
В заключение практической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:
Статьи по теме:
Национальная доктрина российского образования как
исторический итог «потока образования и просвещения» в истории развития российской
цивилизации
Образование и просвещение, как его неотъемлемая часть, в социогенетическом и институциональном измерении есть исторический поток, норма которого определяет поток исторического здоровья нации. В этом ...
Комплексная образовательная туристско-краеведческая
программа «Школа жизни - окружающий мир»
Программа "Школа жизни - окружающий мир" представляет собой интеграцию содержания предметов основного образования, базового учебного плана школы в преимущественно практическом, наглядном ос ...
«Идеал учащегося народа»
и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...