Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

«Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения».

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т. е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Даже самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Его могут дразнить, что очень тяжело отражается на психике, которая в этом возрасте очень ранима. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, а в результате начинают развиваться комплексы, появляется неуверенность в себе.

В дальнейшем все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Поэтому основное значение логопедов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Темой дипломной работы является исправление сигматизма шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема всегда была актуальной, она остается такой и сейчас, несмотря на большое количество теоретических и практических работ, посвященных исправлению у детей этого нарушения звукопроизношения. В своем большинстве дети-дошкольники сталкиваются с проблемами произношения одного или нескольких звуков. Как правило, эти проблемы носят временный, непостоянный характер и при своевременной логопедической работе устраняются.

К пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то речь идет о задержке в своевременном появлении звуков. В этом случае нужно начать беспокоиться, т. к. в дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, у него могут возникнуть серьезные проблемы.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи. Дошкольный возраст – это период для всестороннего развития детей, поэтому целенаправленное воспитание и обучение дошкольников, имеющих нарушения речи обеспечивает успешную подготовку к школе.

Такое нарушение звукопроизношения как сигматизм шипящих является одним из самых распространенных. По данным М.А. Александровской, у детей дошкольного возраста частота нарушений шипящих звуков составляет 24% от всех нарушений сложных по артикуляции звуков (50-е годы). А по данным Л.Г. Парамоновой, полученным с интервалом в несколько последних десятилетий (90-е годы) частота нарушений данной группы звуков составляет 45,4%, что свидетельствует о явном росте дефектов звукопроизношения. Поэтому дипломная работа посвящена разработке решений данной проблемы.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую гипотезу исследования: использование комплекса специально подобранных и систематизированных упражнений даст возможность повысить уровень развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это будет достигнуто при соблюдении следующих условий:

- организация целенаправленных систематических занятий;

- учет системного нарушения речи;

- взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

- использование наглядности;

- организация работы с учетом полученных результатов.

На основе гипотезы необходимо обозначить цель и задачи дипломной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью исследования является разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по устранению данного нарушения речи.

Задачами дипломной работы являются следующие:

- анализ специальной литературы по развитию и исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- проведение констатирующего этапа эксперимента по обследованию состояния звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- применение мер логопедического воздействия по исправлению сигматизма шипящих звуков у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- проведение контрольного этапа эксперимента по доказательству эффективности предложенного комплекса мер логопедического воздействия.

Объектом исследования является нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предметом дипломной работы является процесс коррекционного воздействия, направленный на исправление звукопроизношения.

Методами, с помощью которых проводилось исследование являются следующие:

- эксперимент;

- беседа;

- наблюдение;

- статистический;

- анализ литературы.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в организации логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалы, используемые в исследовании, могут быть применены в работе логопедов, воспитателей, родителей при коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих аналогичное речевое нарушение.

Дипломная работа состоит из введения, 1 главы - «Научно-методические основы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», 2 главы - «Организация коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», заключения, библиографии, состоящей из 53 наименовании, и приложений.

Статьи по теме:

Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие: 1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, оп ...

Организационная структура
Учебная часть (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя) - отвечают за организацию учебно-воспитательного процесса внутриурочной деятельности учащихся, работу с родителями и лиц ...

Понятие и виды дифференцированного обучения
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru