Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

Игра оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. В развитии мышления осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя в игре с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учиться замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.

«Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет ее становление. Ведущим средством общения становиться речь. У ребенка появляются такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения».

Речь является одним из важнейших психических процессов, который неразрывно связан со всеми остальными. Необходимо подробно рассмотреть становление речевой функции ребенка в онтогенезе.

С момента рождения преобладают непроизвольно издаваемые звуки (крик, плач). В первый месяц жизни педиатры определяют чувствительность к звукам и уровень развития новорожденных по таким реакциям, как изменение общей двигательной активности, движения век, поворот глаз и головы к источнику звука, сморщивание лба, вздрагивания, изменения ритма и частоты дыхания, торможения сосательных движений.

На третьей-четвертой неделях жизни слуховое сосредоточение наблюдается не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.

К концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

С полуторамесячного возраста малыш начинает гулить: он произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития они утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.

На втором месяце у ребенка появляется улыбка при общении, причем в шесть недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в восемь же недель – закономерная улыбка.

На третьем месяце гуление малыша становится разнообразнее, появляются согласные звуки (г-г-г, б-у, в-и и т. д.). Ребенок активизирует гуление в ответ на слова взрослого. Происходит своеобразный разговор. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь – произнесением звуков. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор с ребенком. В это время преобладают гласные звуки, а также согласные (г, к, н).

В период от трех до шести месяцев гуление преобразуется в «свирель», т. е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль-ле-е-лы-алы-аы. Эти звуки делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с ребенком.

В четыре месяца появляется первый смех – повизгивание на эмоциональное общение со взрослым, а к шестнадцати неделям смех становится продолжительным. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

К этому времени здоровый ребенок начинает произносить первые слоги: ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

На седьмом-восьмом месяцах жизни развиваются способности подражания голосовым реакциям взрослого. Появляется лепет, т. е. произнесение отдельных слогов: ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных звуков чаще других производится звук [а] в сочетании с согласными (п, б, м, д, т, к). При подражании взрослому ребенок активно повторяет за ним слоги. Этот период очень важен, т. к. малыш развивает и упражняет свой артикуляционный аппарат, тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете слышны интонации удовольствия и неудовольствия. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Психолого-педагогические условия изучения теоретико-литературных понятий
Успешному формированию понятий способствует постановка теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекции и беседы по теоретическим проблемам литературы. Но особенно ...

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную ...

Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru