Предполагается, что в ходе изучения данного предмета школьники получат социально значимую информацию о современном обществе, об экономических, правовых, социально-политических, культурологических знаниях, выработает навыки правомерного поведения.
Изучая обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данной учебной дисциплине (как в рамках базовой, так и профильной), не обнаруживается отдельно выделенного раздела посвященного правовому обучению-воспитанию, не отражена значимость базового уровня правового воспитания в рамках изучения основ государства и права. Да и само изучение права как такового (его основных дефиниций) происходит в рамках обширнейшей программы учебной дисциплины «Обществознания».
Полагаем, что данный подход не согласуется с целями Государственного стандарта, в частности с целью развития личности, направленного на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы. До 8-го класса вовсе не предусмотрено проведение специальных уроков по праву, но правовое обучение является неотъемлемой частью программы воспитания учащихся и правовоспитательную работу обязаны планировать и проводить все учителя начальных, средних и старших классов. Крайне важно начать осуществлять правовое воспитание в раннем возрасте, достигнуть первенства в правовой информации, заложить основы правовых взглядов и установок личности как составной части ее общего мировоззрения и социальной направленности. С позиции этих установок молодой человек в дальнейшем будет воспринимать и перерабатывать адресованную ему правовую и иную социальную информацию, оценивать свои и чужие действия, планировать деятельность и ставить конкретные цели, определяя при этом средства (и только правомерные) их достижения. Если правовое воспитание запоздает, придется не только формировать соответствующие убеждения, которые, будучи сформированными стихийно (например, под влиянием СМИ, улицы), могут носить негативный характер. Нельзя забывать, что новую информацию люди воспринимают под углом зрения уже усвоенных установок и убеждений, и довольно неохотно меняют сложившиеся стереотипы.
Потому так важно своевременное правовое воспитание, направленное одновременно на постижение «правил игры жизни», на образование, на обучение, на формирование убеждений, привычек и навыков правового поведения и социально-правовой активности подрастающего поколения. Ведь правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Надо признать, что в настоящее время правовому воспитанию не уделяется такого внимания, какого оно заслуживает. Недостатки в профессиональном образовании (как педагогическом, так и юридическом) также являются одним из решающих факторов, тормозящих дальнейшее развитие концепции правового воспитания. Правовое воспитание формирует самостоятельную форму сознания – правосознание, а это влечет специфику форм и методов воспитания. Крайне важно, чтобы уже с детских лет молодые люди научились осознавать себя неотъемлемой частью общества и государства, которые живут по определенным правилам и нормам. Необходимо вложить в сознание ребенка, что он – гражданин своего государства, положение которого всесторонне и четко регламентируется правом. Чтобы человек стал законопослушным гражданином, с твердым знанием правомерного поведения, необходимо раздвинуть узкие рамки непосредственно окружающего его мира, заставить ощутить себя участником сложных и широких социальных отношений, важно привить чувство собственной ответственности и участия во всех процессах жизни.
Статьи по теме:
Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность транс ...
Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших
дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...
Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьн ...