Правовое воспитание имеет свою историю. В Древней Греции и Риме законам начинали обучать с детства. В Риме дети моложе 14 лет выучивали наизусть Законы 12 таблиц. В дошедшей до нас «Присяге гражданина Херсонеса» начала III в. до н.э. в частности говорилось: « Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан… и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам». Петр I на предоставленном ему докладе «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оных в малое время в совершенство поставить» наложил резолюцию о необходимости перевода юридических книг на русский язык.
Проблемы правового воспитания широко обсуждались и решались во Франции, Италии, Англии, США. При этом всегда проявлялось и даже подчеркивалось понимание того, что правовое воспитание – это одновременно и политическое и нравственное воздействие на подрастающее поколение. Например, введенное во Франции в 1879 г. преподавание в школах морали и права начиналось с разъяснения ряда слов, таких как «гражданин», «отечество», «закон», общество», «справедливость» и др. В возрасте 9-11 лет дети получали элементарные представления о государственном устройстве, а также о военной службе, о налогах, об ответственности за нарушения предписаний закона, а позднее – более обстоятельные сведения о государстве и праве.
Поэтому, как отмечается в Приказе Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089, одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям. (Ни слова о правовой грамотности). Однако, изучая основные учебные предметы, установленные в качестве обязательных для изучения, обнаруживается дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право). Законодатель определил, что изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Статьи по теме:
Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
В процессе проведения аудита организации были выявлены следующие проблемы (организационные патологии): 1. Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов учащихся п ...
Стили воспитания
«Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общност ...
Содержание национального воспитания
Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и дет ...