1. Механизм слуховой памяти (основной).
Выделяют два вида памяти:
кратковременная - это текущее запоминание на короткий период времени;
долговременная, ее задача состоит в сохранении языковых правил, лексико-грамматических схем, сочетания слов, необходимых для кодирования и декодирования сообщений.
Информация в кратковременной памяти существует в словесной форме, в то время как в долговременной - в виде образов.
2. Механизм антиципации.
Это процесс учреждение целого, предвидение элементов последующих за элементами, на основе оценки вероятности их появления.
Работа механизма антиципации сочетается с работой кратковременной памяти, что является условием понимания, так как обеспечивает синтез получаемой информации.
3. Механизм внутреннего проговаривания.
Н.И. Жинкин: "Слуховой прием невозможен без участия речедвигательного анализатора. Именно внутреннее проговаривание является первым этапом узнавания речи, и создает предпосылки для работы механизма сличения".
4. Механизм сличения, он заключается в том, что поступающие на слуховые анализаторы сигналы сравниваются с хранящимися в долговременной памяти моделями и эталонами. На основе чего устанавливаются смысловые связи между элементами сообщения.
5. Механизм внутренней речи.
Внутренняя речь - "это язык посредник", при участии которого замысел переводится на доступный язык каждого партнера.
6. Механизм установления смысловых связей.
Установление смысловых связей - заключается в том, что смыслы, которые появляются - взаимодействуют друг с другом, и на основе этого взаимодействия реципиент осуществляет услышанное.
7. Механизм смыслоформулирования.
Результатом является понимание.
Понимание характеризуется определенными критериями, которые помогают определить его качество. К ним относится глубина, отчетливость и полнота.
И.А. Зимняя выделяет четыре уровня глубины понимания:
1) уровень поверхностного понимания, на уровне темы сообщения, общего представления;
2) уровень понимания не только темы, но и основной мысли сообщения;
3) это понимание на уровне того, какими средствами говорящий раскрывает тему и основную мысль;
4) уровень подтекста.
Отчетливость - это степень осмысления связей и отношений, воспринимаемого объекта с действительностью. Полнота - это степень осмысления композиции сообщения.
Виды слушания
Нет единой точки зрения на виды слушания.
1) по активности - пассивности.
Ученый Атватер выделяет нерефлексийное и рефлексийное.
Нерефлексийное слушание - это слушание при котором реципиент молча, не вмешиваясь в речь говорящего воспринимает и осмысляет информацию.
Рефлексийный - реципиент использует разнообразные средства для подтверждения понимания сообщения говорящего (жесты, мимика, вопросы, словесные формы, перефразировки).
2) Роджерс выделяет эмпатийное и неэмпатийное слушание.
Эмпатийное слушание - это слушание, при котором слушающий передает говорящему соответствующее чувство.
Неэмпатийное слушание - когда слушающий сидит и просто слушает.
3) Гоцкин: "Существует информативное (продуктивное) слушание и репродуктивное слушание.
Информативное слушание - это однократное восприятие нового по содержанию текста.
Репродуктивное слушание - это повторное слушание.
4) По объему понимаемого сообщения Э.Л. Бим выделяет глобальное и детальное аудирование.
Глобальное аудирование - заключается в понимании основного содержания.
Детальное - заключается в понимании основного содержания и деталей.
Слушание достаточно сложный и "многогранный" процесс. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами.
Статьи по теме:
Система домашних заданий, их роль в обучении
Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентр ...
Развитие педагогики, школы и деятельности педагога на Западе в ХХ – начале ХХΙ
вв
Социально – экономические и политические факторы начала ХХ в., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям как в деятельности школы, так и в подходах к педагогическим пробл ...
Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...