Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 2

1. Механизм слуховой памяти (основной).

Выделяют два вида памяти:

кратковременная - это текущее запоминание на короткий период времени;

долговременная, ее задача состоит в сохранении языковых правил, лексико-грамматических схем, сочетания слов, необходимых для кодирования и декодирования сообщений.

Информация в кратковременной памяти существует в словесной форме, в то время как в долговременной - в виде образов.

2. Механизм антиципации.

Это процесс учреждение целого, предвидение элементов последующих за элементами, на основе оценки вероятности их появления.

Работа механизма антиципации сочетается с работой кратковременной памяти, что является условием понимания, так как обеспечивает синтез получаемой информации.

3. Механизм внутреннего проговаривания.

Н.И. Жинкин: "Слуховой прием невозможен без участия речедвигательного анализатора. Именно внутреннее проговаривание является первым этапом узнавания речи, и создает предпосылки для работы механизма сличения".

4. Механизм сличения, он заключается в том, что поступающие на слуховые анализаторы сигналы сравниваются с хранящимися в долговременной памяти моделями и эталонами. На основе чего устанавливаются смысловые связи между элементами сообщения.

5. Механизм внутренней речи.

Внутренняя речь - "это язык посредник", при участии которого замысел переводится на доступный язык каждого партнера.

6. Механизм установления смысловых связей.

Установление смысловых связей - заключается в том, что смыслы, которые появляются - взаимодействуют друг с другом, и на основе этого взаимодействия реципиент осуществляет услышанное.

7. Механизм смыслоформулирования.

Результатом является понимание.

Понимание характеризуется определенными критериями, которые помогают определить его качество. К ним относится глубина, отчетливость и полнота.

И.А. Зимняя выделяет четыре уровня глубины понимания:

1) уровень поверхностного понимания, на уровне темы сообщения, общего представления;

2) уровень понимания не только темы, но и основной мысли сообщения;

3) это понимание на уровне того, какими средствами говорящий раскрывает тему и основную мысль;

4) уровень подтекста.

Отчетливость - это степень осмысления связей и отношений, воспринимаемого объекта с действительностью. Полнота - это степень осмысления композиции сообщения.

Виды слушания

Нет единой точки зрения на виды слушания.

1) по активности - пассивности.

Ученый Атватер выделяет нерефлексийное и рефлексийное.

Нерефлексийное слушание - это слушание при котором реципиент молча, не вмешиваясь в речь говорящего воспринимает и осмысляет информацию.

Рефлексийный - реципиент использует разнообразные средства для подтверждения понимания сообщения говорящего (жесты, мимика, вопросы, словесные формы, перефразировки).

2) Роджерс выделяет эмпатийное и неэмпатийное слушание.

Эмпатийное слушание - это слушание, при котором слушающий передает говорящему соответствующее чувство.

Неэмпатийное слушание - когда слушающий сидит и просто слушает.

3) Гоцкин: "Существует информативное (продуктивное) слушание и репродуктивное слушание.

Информативное слушание - это однократное восприятие нового по содержанию текста.

Репродуктивное слушание - это повторное слушание.

4) По объему понимаемого сообщения Э.Л. Бим выделяет глобальное и детальное аудирование.

Глобальное аудирование - заключается в понимании основного содержания.

Детальное - заключается в понимании основного содержания и деталей.

Слушание достаточно сложный и "многогранный" процесс. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Система домашних заданий, их роль в обучении
Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентр ...

Развитие педагогики, школы и деятельности педагога на Западе в ХХ – начале ХХΙ вв
Социально – экономические и политические факторы начала ХХ в., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям как в деятельности школы, так и в подходах к педагогическим пробл ...

Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru