Работа по развитию связной речи школьников традиционно опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности - дети проходят путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению.
Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. такое определение дает А.И. Суворова в своей статье "Изложение и обучение слушанию".
В учебнике "Методика преподавания русского языка в школе" дается более подробное определение.
Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение - пересказ).
Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.
Считается, что изложение помогает тренировать речемыслительные механизмы при обучении двум видам речевой деятельности - слушанию и письму. Но несмотря на декларируемое равноправие речемыслительных процессов - восприятия высказывания и его воспроизведения, - на практике приоритетным и наиболее разработанным было и остается письмо. Слушание же рассматривается чаще всего мимоходом и представляет собой по сути некое рабочее звено в цепи обучения школьников умению связно излагать, передавать в письменной форме услышанный текст.
Если слушанию уделяется мало внимания, а основное внимание сосредоточено на письме, то такие виды речевой деятельности как чтение и говорение вообще остаются без внимания. На самом же деле все виды речевой деятельности имеют огромное значение при написании изложения. Чтобы понять их значимость, мы попытаемся рассмотреть аудирование (слушание), письмо, говорение и чтение каждое в отдельности.
Теория и методика обучения аудированию
В психолингвистике аудирование определяется как целенаправленный активный требующий волевых усилий вид речевой деятельности, состоящий из двух процессов: восприятия и смысловой переработки информации, протекающих одновременно.
Побудительно-мотивирующая база характеризует аудирование с точки зрения мотива, целей и предмета деятельности. Главными мотивами слушания являются познавательный и коммуникативный. Эти мотивы определяют цель, они могут быть разными (я слушаю, чтобы пополнить свои знания).
Все эти цели достигаются посредством раскрытия смыслов связей, осмысления поступков на слух речевого сообщения, то есть понимание его.
Предметом слушания является мысль человека, воплощенная в речь. Ориентировочная исследовательская база в слушании совпадает с исполнительной. Переработка слушаемого проходит через несколько этапов:
I этап - смыслового прогнозирования, то есть определение того, о чем будет идти речь.
II этап - вербальное сличение.
III этап - установление смысловых связей между словами и смысловыми звеньями.
IV этап - это смыслоформулирование.
Каждая фаза состоит из речевых действий, каждое из которых:
1) характеризуется собственной целью или задачей;
2) определяется структурой деятельности в целом и особенностями тех речевых действий, которые предшествовали данному речевому действию;
3) имеет определенную внутреннюю структуру.
Речевое действие предполагает:
а) постановка цели;
б) планирование деятельности;
в) реализация;
г) контроль (сопоставление цели и результата).
Деятельность слушания на разных фазах осуществляется за счет работы психофизиологических механизмов.
Проблема механизма одним из первых была поставлена Н.И. Жинкиным.
Статьи по теме:
Характеристика дисграфических ошибок учащихся 2 и 3 классов
письменный речь дисграфический ошибка Материалом для исследования послужили письменные работы детей 2 и 3 класса. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 8 до 10 лет. Собранный языковой материа ...
Описание экспериментальной системы уроков по изучению динамики развития синестезии
в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов
Разработанная нами экспериментальная система по развитию синестезии на уроках развития речи включала в себя комплекс, состоящий из пяти уроков (см. приложение). На первом уроке (констатирующий экспер ...
Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию
лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается создан ...