В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д.
Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что в школе на уроках русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное, критическое восприятие текста.
Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
Детальное восприятие предполагает осознание если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста - в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Такая установка сопутствует подробному пересказу (изложению).
Детальное восприятие текста на слух требуется в случае, когда проводится такой вид работы, как пересказ (изложение) услышанного (говоримого или озвученного) текста; пересказ объяснения учителя; когда нужно запомнить несколько заданий, чтобы выполнить их в указанной последовательности; когда проводятся дискуссия, диспут.
Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т.д. Установка на критическое восприятие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием, поисковое задание, в котором используется текст.
Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. [1, c.267-270]
А.И. Суворова в своей статье "Изложение и обучение слушанию", рассматривает изложение с точки зрения обучения слушанию. Ведь вторичный текст является показателем качества слушания. Суворова пишет: "…свой текст слушатель создает в полном соответствии (в идеале) с темой, основной мыслью, структурой и стилем первичного текста".
Сразу скажем, что необходимо внести существенные коррективы в методику проведения изложения, ибо только при его правильной организации данный вид учебной работы обучает слушанию как деятельности.
Слушание - выборочный, субъективный процесс. Поэтому особое значение приобретает создание специальной установки, нацеливающей на активное восприятие содержания, что, в свою очередь, способствует совершенствованию внимания.
Цель восприятия должна быть материализована в установку для учащихся. Установкой могут стать различные задания и вопросы, например:
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Почему так озаглавлен текст?
Вьюшкова Л.Н. считает, что: "Установка на восприятие текста стимулирует деятельность слушающего, помогает осознать ее конечную цель".
Итак, цель определена, установка сформулирована. Казалось бы, внимательно слушай и старайся понять. Но на практике все гораздо сложнее. В самом деле, одного физиологического слуха для полноценного слушания недостаточно, так как восприятие монологической речи предполагает высокую степень концентрации воли, внимания, напряженную работу мысли, хорошую речевую подготовку. Именно эти механизмы содействуют успешному протеканию процесса восприятия речи на слух, в том числе осмыслению содержания исходного текста.
Статьи по теме:
Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде
ДОУ
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Охарактеризуем предметн ...
План развития начального профессионального образования в Государственном
национальном проекте «Образование»
Продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике ...
Связь науки педагогики с другими науками
Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных науч ...