Верно оценить индивидуальные склонности и задатки юного спортсмена и соответственно выбрать предмет спортивной специализации важно не только для воспитания будущего спортсмена. Правильная спортивная ориентация помогает избежать разочарований и огорчений, какие в иных случаях отталкивают детей от спорта на первых же шагах ошибочно избранного пути.
Школа начальной спортивной подготовки, контингент которой составляют дети 7-12 лет, призваны решать ключевую задачу физического воспитания школьников - приобщение его к спорту и к систематической физической тренировке. Основные выдвигаемые концепции начальной спортивной подготовки является принцип всемерного развития и совершенствования всех параметров физического здоровья ребенка, его разносторонней физической и психологической подготовки и проведения работы по его физкультурно-спортивной ориентации.
Какие же частные цели физического воспитания должны достигаться в рамках деятельности школ начальной спортивной подготовки.
Во-первых, повышение уровня здоровья физической и умственной работоспособности ребенка. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о работоспособности во всех ее проявлениях, и прежде всего в физической и физиологической готовности к систематическому труду.
Во-вторых, воспитание собранности, ответственности, внутренней дисциплины, рачительного отношения к свободному времени, воспитание созидательной работы об укреплении своего здоровья.
В-третьих, воспитание бойцовского характера, умения бороться с трудностями и преодолевать их. При этом речь идет не о преждевременных вспышках настойчивости в преодолении трудностей, а о систематической целеустремленной многолетней работе по своему физическому совершенствованию, последовательному достижению целей физической подготовки.
В-четвертых, и это самое главное, разносторонняя физическая подготовка детей и проведение работы по их физкультурно-спортивной ориентации.
Возрастной интервал младшего школьного возраста наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности ребенка. Именно в этом возрасте отличная мышечная память, ребенок схватывает на лету самую суть движений. В этот период начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников, для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования.
Концепция физкультурно-спортивной ориентации была выдвинута в противовес широко распространенной концепции спортивного отбора наиболее одаренных детей для привлечения их к занятиям конкретным видом спорта. Сущность физкультурно-спортивной ориентации состоит в признании необходимости подбора для каждого ребенка, подходящего для него вида спорта.
Отбор, точнее сказать, выбор спортсменов - явление вполне понятное и по-спортивному справедливое, когда речь идет о комплектовании сборных команд, и совершенно недопустимое при организации при организации физического воспитания и спортивной подготовки детей.
Арсенал средств современного спорта и других форм физической активности настолько широк и разнообразен, что перекрывает с лихвой весь возможный диапазон индивидуальных моторных возможностей ребенка и позволяет найти для каждого вид спорта, в наибольшей степени соответствующий его индивидуальным двигательным способностям, склонностям и интересам.
Изучение структуры и генезиса индивидуальных спортивных способностей, равно как и индивидуальных предрасположенностей к отдельным двигательным проявлениям, позволяет утверждать, что с помощью однократного тестирования невозможно сделать заключение о специфике моторных способностей ребенка, а тем более о его спортивной одаренности. Поэтому следует говорить о процессе физкультурно-спортивной ориентации, которых должен охватывать от одного до четырех лет целенаправленных физкультурно-спортивных занятий, в ходе которых делается заключение о том, каким видом спорта целесообразно заниматься ребенку.
Школа начальной спортивной подготовки предоставляет ребенку возможность на основе разносторонней физической подготовки и использования многих видов спорта хорошо подготовить себя физически и психически к дальнейшим систематическим занятиям спортом.
Согласно существующему положению дети младшего школьного возраста допускаются к занятиям начальной спортивной специализации следующих видов спорта: 7-8 лет - спортивное плавание, фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика (для девочек), теннис.
Статьи по теме:
Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...
Методика изобразительной деятельности и роль оригами
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных ...
Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых инте ...