На уроках, посвященных ознакомлению с цифрами и числами первого десятка, используются задания следующих видов:
1) образование чисел с использованием отсчитывания и присчитывания по одному;
2) обозначение чисел печатными и письменными цифрами;
3) установление места изучаемого числа в натуральном ряде чисел;
4) сравнение чисел, запись сравнения с помощью знаков >,<,=;
5) решение выражений и задач на сложение и вычитание.
С помощью этих заданий учащиеся овладевают следующими ЗУН:
· усвоить последовательность первых десяти чисел и уметь воспроизводить ее как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Знать какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности. Знать место числа 0 среди изученных чисел;
· уметь считать различные объекты и устанавливать порядковый номер данного предмета из группы в пределах 10;
· научиться писать и читать цифры, соотносить цифру и число предметов;
· по отношению к каждому из чисел знать как оно получено: прибавлением единицы к предыдущему числу или вычитанием единицы из следующего за ним в ряду чисел. Усвоить состав чисел в результате сложения двух чисел;
· научиться сравнивать любые два числа. Уметь записать результат сравнения чисел, используя знаки сравнения.
Приведем пример упражнений, в процессе выполнения которых у детей формируются вышеперечисленные ЗУН.
Упражнение 1. «Назовите число»
Цель этого упражнения заключается в закреплении знания последовательности чисел от 1 до 10 (и в обратном порядке).
Вариант 1. Учащиеся называют числа от 1 до 10 через один, т.е. один, три, пять, семь, девять. Затем в обратном порядке.
Вариант 2. В игровой ситуации. Учитель вводит сказочную ситуацию: «В лесной школе урок математики вел медведь Михаил Михайлович. Белки и зайцы учились называть числа от 1 до 10. Зайцы произносили число 1 громко, белки произносили число 2 тихо и т.д. давайте все вместе, как зверюшки называли числа, повторим».
Упражнение 2.
У детей ряд предметов (грибы, мячики, и т.д.) и под каждым предметом стоит цифра от 1 до 10. Учитель предлагает детям показать шестой то гриб, то девятый. Важно, чтобы дети не считали, а ориентировались по цифрам. Затем учитель использует не порядковые, а количественные числительные: покажите пять мячей, восемь. Дети должны действовать, ориентируясь по цифрам. Затем учитель называет один раз порядковое, другой раз количественное числительное: покажите пятый мячик, покажите пять мячиков.
Упражнение 3. «Соедини точки».
Учитель делает индивидуальные карточки с изображением предметов в виде основных контурных точек. Ученик получает такую карточку (смотри рисунок ниже). Задание состоит в том, чтобы последовательно соединить точки и определить, какой предмет изображен. Учитывая то, сколько чисел дети изучили.
Обучая ребенка сначала способу построения модели некоторого явления, а затем способу работы с ней, учитель осуществляет процесс формирования в сознании первоклассника соответствующих абстракций, подводит его к обобщению. Следует подчеркнуть, что действие моделирования – это средство перевода мышления учащихся на более высокий уровень, средство, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний.
Статьи по теме:
История развития преподавания математики
Первое упоминание о школе встречается в древне египетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры, которая называлась дворцовой и обучались в ней жрецами дети царских сановников начатка ...
Методика исследования синестезии у школьников 6, 8, 10 классов
В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и фу ...
Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием пи ...