Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Статьи о педагогике » Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр » Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Страница 2

2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина. По его мнению, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности.

Н.Ф. Добрынин указывает, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность своего внимания. «Внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность»

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

По форме деятельности выделяют:

1) сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации, это внимание реализуется через работу органов чувств (например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку);

2) интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов;

3) двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений).

Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны - зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно, обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

По степени волевого контроля различают:

1) непроизвольное («пассивное») может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методика обеспечения усвоения математических понятий
1. Формулировки многих определений (теорем, аксиом) учащимся понятны, легко запоминаются после небольшого числа повторений, поэтому целесообразно в начале предложить их запомнить, а затем научить при ...

Программа формирующего эксперимента
Данное исследование проведено в УО «СШ №11 г.Мозыря» Гомельской области. Цель данного эксперимента - обосновать и апробировать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления младших по ...

Работа учителя логопеда по устранению дисграфических ошибок у младших школьников в условиях школьного логопункта
Работа учителя - логопеда должна строиться с учётом всех основных принципов: патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения), принципу учёта "зоны ближайшего развития" ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru