Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни – приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Развитием внимания ребёнка необходимо заниматься с самого раннего возраста, а ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игровая деятельность. Соответственно развивать внимание нужно посредством игровой деятельности.
Методологическую основу работы составили труды В.В. Белоус, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.А. Козлова, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов и многие другие.
Целью работы является проектирование и апробация серии подвижных игр, способствующих развитию внимания у детей дошкольного возраста.
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную, периодическую, методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме работы.
2. Определить особенности развития внимания у детей в онтогенезе и возможные методы изучения внимания у детей дошкольного возраста.
3. Изучить уровень развития внимания у детей пятого года жизни.
4. Спроектировать и апробировать содержание работы по развитию внимания у детей пятого года жизни посредством подвижных игр.
5. Определить эффективность работы по развитию внимания у детей пятого года жизни посредством подвижных игр.
Объектом исследования является процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.
В работе было выдвинуто предположение, что систематическое использование подвижных игр, будет способствовать развитию внимания у детей 5 года жизни.
В работе были использованы методы исследования: анализ учебной, периодической, методической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Статьи по теме:
Применение проектной технологии при организации внеурочной деятельности учащихся
Изменения в современной школе повлекли за собой все более широкое использование во внеурочной деятельности (как по предмету, так и в воспитательной) инновационных форм и методов с использованием ИКТ: ...
Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
В процессе проведения аудита организации были выявлены следующие проблемы (организационные патологии): 1. Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов учащихся п ...
Методика закрепления математических понятий и предложений
1й приём: учитель предлагает сформулировать и применить те или иные определения, аксиомы, теоремы, которые встречаются по ходу решения задач. Например: построить график функции; определение четной (н ...