Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
А.А. Реан формулирует понятие «метод» как совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.
В психологии используются различные методы для изучения внимания у детей.
Одним из наиболее удобных и наиболее эффективных методов диагностики внимания является наблюдение. Этот метод можно использовать каждый день, на каждом занятии и в любой деятельности детей. Педагог располагает возможностью соотносить проявления внимания воспитанника в самых разнообразных ситуациях и у него складывается обобщенное, целостное представление о внимании дошкольника.
Наблюдение – описательный, психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психолого-педагогического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство исследователя в ситуацию, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.
Для выявления уровня внимания дошкольника, можно использовать тестирование.
Психологическое тестирование – исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем исследования психологических тестов.
Психологический тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Методика №1. «Найди и вычеркни». Корректурная проба для детей 4-6 лет.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания детей от 4 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится". В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз (через каждые 30 с) ему говорят слова "стоп" и "начинай".
Статьи по теме:
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Дети, начинающие посещать дошкольные учреждения, имеют некоторый круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг знаний мал. Во-вторых, часто бывает, что ребенок ...
Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...
Своеобразие состояния письменной речи при смешанной
дисграфии
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. А.Р. ...