В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления младших подростков экспериментальной группы (N=15).
Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и количественный анализ. По каждой шкале определялось среднее значение.
С целью диагностики уровня сформированности и характера проявления творчества у младших подростков нами применялся тест креативности П.Торренса (задание «Закончи рисунок»).
Креативность в тесте П. Торренса оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них – оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Нами были получены следующие данные:
Уровень развития оригинальности в экспериментальной группе
Таблица 1
Уровень |
Экспериментальная группа |
Высокий |
0%(0 чел.) |
Выше среднего |
13%(2 чел.) |
Средний |
87%(13 чел.) |
Ниже среднего |
0%(0 чел.) |
Низкий |
0%(0 чел.) |
Данные первичного исследования говорят, что уровень развития оригинальности и в экспериментальной и в контрольной группе соответствует возрастной норме[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2]. Но наша задача максимально повысить эти показатели в экспериментальной группе.
Наряду с показателем «оригинальность» при обработке результатов используется показатель «беглость».
Уровень развития беглости в экспериментальной группе
Таблица 2
Уровень |
Экспериментальная группа |
Высокий |
100% (15 чел.) |
Выше среднего |
0%(0 чел.) |
Средний |
0%(0 чел.) |
Ниже среднего |
0%(0 чел.) |
Низкий |
0%(0 чел.) |
Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий.
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100 %. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации. Нами были получены следующие результаты:
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе
Таблица 3
Уровень |
Экспериментальная группа |
Высокий |
67%(10 чел.) |
Выше среднего |
33%(5 чел) |
Средний |
0%(0 чел.) |
Ниже среднего |
0%(0 чел.) |
Низкий |
0%(0 чел.) |
Статьи по теме:
Методика обеспечения усвоения математических
понятий
1. Формулировки многих определений (теорем, аксиом) учащимся понятны, легко запоминаются после небольшого числа повторений, поэтому целесообразно в начале предложить их запомнить, а затем научить при ...
Исследование влияния игры на развитие познавательных
способностей младших школьников
Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практи ...
Условия формирования творческого мышления учащихся
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, ...