В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное.
В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у дошкольников. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
В школьном возрасте в процессе систематического мышление ребенка начинает перестраиваться и развивается теоретическое мышление.
По мере формирования теоретического мышления ребенок, подросток все больше учится осознавать обобщенные закономерности явлений. Ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как развивается его мышление, сколько его мышление все более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.
С 11 до 14 лет резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка, причем сначала сильно преобладает интерес к причинам явлений. Затем соотношение изменяется: подростка начинает больше интересовать будущее, его мышление начинает направляться на раскрытие следствий. Вместе с тем от установления единичных причинно-следственных зависимостей в частных наглядных ситуациях оно поднимается к пониманию общих закономерностей.
Новый уровень отвлеченной теоретической мысли сказывается также во взаимоотношениях мышления и речи, а также мышления и наглядно-образного содержания восприятия, представления.
В отношении между мышлением и речью новый уровень мышления находит себе выражение в том, что: а) значительную роль в речи начинают играть термины; б) другим выражением того же сдвига в мышлении является развивающееся в этот период понимание метафорического переносного значения слов; в) особенно заостренно сказываются особенности речевой формы отвлеченного мышления в умении оперировать формулами с буквенными обозначениями (алгебра, логика).
Развитие мышления ребенка происходит поэтапно, представляет собой некоторые ступени развития. При этом высшие ступени, развиваясь, не вытесняют низших, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то ни наглядно-действенное, ни наглядно-образное мышление, конечно, не исчезают, а преобразуются, совершенствуются, сами поднимаются на высшую ступень. Между ними создаются многообразнейшие, сложные, от случая к случаю индивидуально варьирующиеся взаимоотношения.
На различных этапах развития мышления разные области знания являются той базой, на которых формируются более высокие формы мышления, на которых оно раньше всего переходит на высшую ступень. В раннем возрасте такой областью является арифметика. При переходе из начальной в среднюю школу такую же роль в развитии отвлеченного мышления может играть алгебра. В разные периоды разные науки вносят каждая свой специфический вклад в развитие мышления и могут явиться тем плацдармом, на котором раньше формируются те или иные стороны более высоких ступеней мышления .
Статьи по теме:
Проблемы участия России
в Болонском процессе
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это – сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Эт ...
Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
В процессе проведения аудита организации были выявлены следующие проблемы (организационные патологии): 1. Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов учащихся п ...
Раскрытие понятия «компьютерные программы», цели и задачи их
реализации
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подх ...