План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
"Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»"
Цели урока:
1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
2)сформировать умения:
а) самостоятельной творческой работы и самостоятельной работы с текстом;
б) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях;
в) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
д) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Повторение по теме “Бессоюзные сложные предложения”.
Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме (класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у доски). Вопросы:
какие сложные предложения называются бессоюзными?
от чего зависят смысловые отношения между частями?
как выражаются отношения в устной речи? На письме?
какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?
в какие случаях ставятся “,”, “;”, “:”, “-”?
3. Пейзажная зарисовка “Зимний лес”
-Давайте посмотрим на эти замечательные картины с зимним пейзажем. Что на них изображено? А теперь давайте представим себя критиками-искусствоведами! Ваше задание описать картины, дать им оценку, используя бессоюзные сложные предложения.
Желающие ученики берут себе картины и пишут сочинение в художественном стиле описывая картины. Другая часть класса в это время выполняет задание: продолжить предложения:
Прекрасен зимний лес: .
Плывут по небу облака,
Крикнешь – .
(Можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа, по-зимнему, сплошь и т. Д. и попросить учащихся составить бессоюзное сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы)
Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст становится динамичным.
4. Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных предложениях. Разные виды их передачи.
Упражнения:
1). Индивидуальные задания.
(Три ученика работают одновременно у доски)
Карточка 1.
Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.
Задание: построить сложные предложения различных видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.
Варианты ответов:
Солнце взошло – туман рассеялся (бессоюзное)
Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное)
Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)
Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.
Карточка 2.
Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед однородными членами, другое – бессоюзное сложное, вторая часть которого поясняет первую.
Карточка 3.
Составить два предложения: одно простое с однородными членами и обобщающим словом после них, второе – бессоюзное сложное, в котором между частями ставится тире.
Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях.
2). Работа с грамматическими синонимами.
Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.
Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.
Дополнительные задания:
– начертить схему;
– дать характеристику предложения;
– объяснить смысловые отношения между частями.
Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение – грамматический синоним данному. Оно передает быструю смену действий.
Проверка индивидуальных заданий.
3)Литературно-синтаксическая викторина.
Задания:
– назвать произведение, автора;
– выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой;
– объяснить смысловые отношения
– расставить знаки препинания;
Статьи по теме:
Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших
дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...
Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса
– Дарки
Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте. Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы. Предмет исследования – показатели проявления ра ...
Оценка вербально-логического мышления
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в ...