План-конспект урока русского языка

Страница 1

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

"Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»"

Цели урока:

1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;

2)сформировать умения:

а) самостоятельной творческой работы и самостоятельной работы с текстом;

б) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях;

в) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;

г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

д) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение по теме “Бессоюзные сложные предложения”.

Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме (класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у доски). Вопросы:

какие сложные предложения называются бессоюзными?

от чего зависят смысловые отношения между частями?

как выражаются отношения в устной речи? На письме?

какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?

в какие случаях ставятся “,”, “;”, “:”, “-”?

3. Пейзажная зарисовка “Зимний лес”

-Давайте посмотрим на эти замечательные картины с зимним пейзажем. Что на них изображено? А теперь давайте представим себя критиками-искусствоведами! Ваше задание описать картины, дать им оценку, используя бессоюзные сложные предложения.

Желающие ученики берут себе картины и пишут сочинение в художественном стиле описывая картины. Другая часть класса в это время выполняет задание: продолжить предложения:

Прекрасен зимний лес: .

Плывут по небу облака,

Крикнешь – .

(Можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа, по-зимнему, сплошь и т. Д. и попросить учащихся составить бессоюзное сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы)

Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст становится динамичным.

4. Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных предложениях. Разные виды их передачи.

Упражнения:

1). Индивидуальные задания.

(Три ученика работают одновременно у доски)

Карточка 1.

Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.

Задание: построить сложные предложения различных видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.

Варианты ответов:

Солнце взошло – туман рассеялся (бессоюзное)

Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное)

Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)

Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.

Карточка 2.

Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед однородными членами, другое – бессоюзное сложное, вторая часть которого поясняет первую.

Карточка 3.

Составить два предложения: одно простое с однородными членами и обобщающим словом после них, второе – бессоюзное сложное, в котором между частями ставится тире.

Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях.

2). Работа с грамматическими синонимами.

Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.

Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.

Дополнительные задания:

– начертить схему;

– дать характеристику предложения;

– объяснить смысловые отношения между частями.

Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение – грамматический синоним данному. Оно передает быструю смену действий.

Проверка индивидуальных заданий.

3)Литературно-синтаксическая викторина.

Задания:

– назвать произведение, автора;

– выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой;

– объяснить смысловые отношения

– расставить знаки препинания;

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...

Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки
Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте. Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы. Предмет исследования – показатели проявления ра ...

Оценка вербально-логического мышления
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы­туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru