В период педагогической практики (февраль - апрель, октябрь - ноябрь 2010 года) нами была разработана и реализована экспериментальная система из пяти уроков, направленная на изучение особенностей развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8 и 10 классов. В результате стало возможным констатировать уровень сформированности синестетических способностей учащихся в устной и письменной речи.
Исследование закономерностей формирования синестетических способностей учащихся показало, что причины их возникновения различны и сложны по своей природе, основным посредником в образовании которых выступают эмоции, которые и послужили основой при выполнении разнообразных упражнений. Эмоция является связующим звеном в образовании цветовых и слуховых ассоциаций.
Анализ проведенных уроков и наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что при сравнении с обычными уроками развития речи наблюдалась большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания школьников со стремлением глубже понять структуру и содержание предлагаемого упражнения. Немаловажен и тот факт, что работы учеников представляют ценный материал, позволяющий учителю по нему судить о степени понимания учеником предлагаемого задания. Следует учитывать и тот факт, что тексты, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания впечатлений, могут служить своеобразным изобразительным знаком, по которому легче представить художественную или музыкальную форму в целостном виде. Это в значительной степени способствует развитию восприятия музыки, живописи, литературы. Предложенная система уроков позволяет выявить и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению обучаемого, определить типологические свойства личности в целях ее совершенствования.
Использование предложенной методики дает и косвенные результаты:
- выявление художественных и музыкальных способностей школьника, что также важно в педагогическом контексте;
- стимулирование интереса учащихся не только к русскому языку, но и к искусству;
- активизация их мыслительной деятельности;
- развитие творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.
Диагностика уровня сформированности синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8 и 10 классов на заключительном (урок №5) уроке позволила выявить следующие результаты (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Уровень развития синестетических способностей школьников 6, 8, 10 классов (урок №5)
Сопоставительный анализ данных констатирующего эксперимента и результатов формирующего эксперимента позволил сделать вывод о целесообразности применения на уроках развития речи специальных упражнений по развитию синестетических способностей (диаграмма 4):
русский язык мышление школьник синестезия
Диаграмма 4
Сравнительный анализ уровня развития комбинации сложных ощущений по итогам констатирующего и формирующего экспериментов
Проанализируем полученные результаты. Как видно из столбчатой диаграммы 4, во всех классах увеличилось количество учащихся с аудиовизуальной синестезией и осложненными комбинациями ощущений, лучшие показатели в развитии синестезии в речи мы можем наблюдать в показателях 10 класса, что может свидетельствовать об эффективности предложенной нами методики. Также мы наблюдаем изменения в показателях аудио-обонятельной, аудио-осязательной, аудио-вкусовой синестезии. Количество учащихся с проявлениями данных типов синестем уменьшилось.
Письменные работы учащихся, проведенные на заключительном уроке, отличаются большей речевой грамотностью. Стоит особо отметить меньшее количество грамматических и речевых ошибок в построении текстов, подбор большого количества метафор и эпитетов для точного описания своих ощущений при анализе картины или музыкального отрывка. Выполнение необычных упражнений привлекло внимание учащихся, что позволило им синтезировать свои ощущения в комплекс – определенную синестему.
Статьи по теме:
Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья
Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив ...
Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...