Легче всего слова подбирались к глаголам «светит - греет» ~~ солнце; «шумит - дует» - ветер; «кошка - собака» - бегают, ести, идут; «одевается -обувается» - братик, мама, Рома, девочка. Наибольшие трудности вызвали слова «сидит - стоит», «льется - журчит».
Таким образом, большинство детей экспериментальной группы справились с данным заданием на низком уровне.
Методика №5. «Добавление последнего слова в предложении»
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2,5 и таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования по методике «Добавление последнего слова в предложении» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
0 |
8 |
12 |
По данным таблицы 5, большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (12 детей) справились с заданием на низком уровне, 8 детей — на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.
Все дети смогли справиться с первым предложением «Из крана льется .».
Трудности в основном вызывали предложения, связанные с называнием признаков, действий по подобию (с помощью союза «а»). Подбирая подходящее слово, дети называют слово из первой части предложения («Фрукты моют, а белье .» - моют и т.п.), Некоторые дети называли признаки, не обращая внимания на то, какой признак отражен в первой части предложения (признак, отражающий форму предмета или его вкус). Например, «Лимон кислый, а мед…» - вкусный, бяка; «Кофта шерстяная, а шуба .» - мягкая, теплая, красивая.
Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 2.6 и таблицах 6 и 7.
Таблица 6
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
0 |
5 |
15 |
По данным таблицы 6, у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (15 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 5 детей - средний уровень, высокого уровня не выявлено у данной категории детей.
Таблица 7
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по всем заданиям)
Задания |
Количество детей | |||||
Уровни развития |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Методика 4 |
Методика 5 |
Методика 6 |
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
5 |
7 |
5 |
3 |
8 |
5 |
Низкий |
15 |
13 |
15 |
17 |
12 |
15 |
Статьи по теме:
Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков
у учащихся 1 класс с дизартрией
Целью исследования является: определение состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме. Задача исследования: выявить особенности связной речи у детей с псевдобульбарной ...
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с ...
Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учрежд ...