Для характеристики уровня речевого развития проводилось логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся 2 и 3 класса, изучались личные дела учащихся и проводилась беседа с классным руководителем. Далее мы представим анализ полученных результатов.
Отклонения в письменной речи детей с ЗПР характеризуются многочисленными ошибками в воспроизведении структуры слова, предложения. Это проявляется в сокращении слова, предложения на 1, 2 и более элементов (пропуски букв, слогов, слов). Другой характерной ошибкой являются замены слов (слогов) и их перестановки.
У рассматриваемой группы детей имеются психологические проблемы: трудности с концентрацией и распределением внимания. Это существенно затрудняет акт письма. При письме под диктовку ребенок должен распределять свое внимание между слуховым и зрительным полем восприятия. Определенную часть поля внимания занимает и двигательный компонент письма. Необходимость выполнять все три рода операций одновременно представляет для детей с дисграфией чрезвычайно сложную задачу. Регулярно теряется контроль то над одной из них, то над другой. Качество внимания зависит от уровня бодрствования, тонуса, активированности мозговых структур. Поэтому периодически внимание ребенка рассеивается, а в благоприятные моменты - концентрируется. Соответственно количество ошибок в письме то резко возрастает, то снижается до минимума.
Такие дети страдают повышенной утомляемостью. Поэтому в конце недели, в конце четверти или полугодия показатели письма ухудшаются. Особенно наглядно накапливающееся утомление проявляется в почерке. У многих детей с дисграфией каллиграфические навыки долго не автоматизируются. Почерк неровный, неустойчивый, при увеличении сложности заданий и темпа письма - заметно ухудшается. При стойком снижении работоспособности почерк ухудшается до такой степени, что затрудняет прочтение написанного. В связи с этим ребенку становится еще труднее обнаружить допущенные ошибки. Наибольшей степени распад почерка достигает обычно на третьем году обучения.
В научной и методической литературе довольно подробно рассмотрены трудные случаи правописания. Нами рассматриваются случаи графических ошибок, под которыми понимаются: - неправильное начертание буквы; - искажения структуры слова; - нарушения основных правил графики.
В своей речи учащиеся часто допускают ошибки в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. На ранних этапах обучения отмечаются определенные особенности в употреблении детьми частей речи: в самостоятельной речи они преимущественно используют наиболее конкретные части речи, такие как существительные и глаголы, обозначающие знакомые предметы и действия. Прилагательные в самостоятельной речи детей встречаются значительно реже, так как представляют собой слова с отвлеченным значением.
Наибольшие трудности у детей с ЗПР вызывает употребление в речи наречий, местоимений и предлогов, так как эти части речи являются наиболее абстрактными, что затрудняет их понимание и правильное использование детьми. Возникает ряд характерных ошибок, таких как одновременное использование в предложении существительного и местоимения, пропуски предлогов, "ложные" предлоги, слитное написание предлогов и т.д.
Статьи по теме:
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших
школьников
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для ...
О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...