Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:
Знания и представления об окружающем мире;
Умственные операции, действия и навыки;
Речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
Познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;
Регуляция поведения.
Речь детей с ЗПР характеризуется:
Ограниченностью словарного запаса (Т.В.Егорова, С.Г. Шевченко);
Своеобразием формирования словообразовательных процессов (Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер);
Трудностью в понимании и употреблении сложных грамматических структур (Г.Н. Рахманова, Л.В. Яссман);
Специфическими особенностями в формировании письменной речи (Н.А. Мастюкова, Н.А. Цыпина и другие.
Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью, как средством общения, происходит в три основных этапа:
На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
На втором этапе – этапе возникновения речи – ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.
Таким образом, причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности и т.д.) и только в 4% - с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
Группа детей, объединенных характеристикой "временная задержка психического развития", чрезвычайно неоднородна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности. Она занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью).
Одной из особенностей этих пограничных форм интеллектуальной недостаточности является отсутствие между ними четких границ. Так, одни нарушения интеллектуально- познавательной деятельности примыкают к легкой дебильности, другие носят преимущественно вторичный характер и обусловлены высокой психической истощаемостью, утомляемостью, неустойчивым вниманием, эмоционально-волевой неустойчивостью, недоразвитием речевой функции и т.д.
Статьи по теме:
Гиперсоциализирующее воспитание
«Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребе ...
Рекомендации для учителей и родителей
В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые п ...
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического
строя речи в норме
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей сис ...