В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как целое – часть (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня |
(кастрюля – крышка; сковорода – крышка) |
2. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф |
(шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца) |
3. Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио |
(телевизор – экран; цветной телевизор – экран) |
4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва |
(обувь – подошва; туфли – подошва) |
5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок |
(цветок – лепесток; мак – лепесток) |
6. Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат |
(будильник – циферблат; ручные часы – циферблат) |
7. Книга, страница, буква, учебник, писатель |
(книга – страница; учебник – страница) |
8. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона |
(куб – сторона; квадрат – сторона) |
9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление |
(компас – стрелка) |
10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро |
(рыба – плавник; карась – плавник) |
11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник |
(орешник – ветка; кустарник – ветка; колючий кустарник – ветка) |
12. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло |
(пчела – крыло; шмель – крыло) |
13. Кукуруза, пшеница, хлеб, растение. початок |
(кукуруза – початок) |
14. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик |
(человек – нос; мальчик – нос) |
15. Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман |
(роман – глава; интересный роман – глава) |
16. Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить |
(слово – суффикс) |
17. Крепость, дача, дом. стена, строить |
(крепость – стена; дача – стена; дом – стена) |
18. Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать |
(кошка – хвост; собака – хвост) |
19. Число, дробь, цифра, математика, числитель |
(дробь – числитель) |
20. Растение, корень, трава, дерево, животное |
(растение – корень; трава – корень; дерево – корень) |
Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть устными или письменными.
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, ромашка и гвоздика, стол и стул, весна и зима. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении рядоположности.
В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях рядоположности.
1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача |
уменьшаемое, вычитаемое |
2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник |
квадрат, треугольник |
3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра |
ширина, длина |
4. Вес, время, грамм, минута, тонна |
грамм, тонна |
5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма |
делимое, делитель; множитель, делитель |
6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день |
ночь, день |
7. Пеликан, пингвин, животное, волк, |
пеликан, пингвин |
8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание |
сложение, вычитание |
9. Вода, река, рыба, водоем, озеро |
река, озеро |
10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет |
солнце, луна |
11. Гора, земля, равнина, участок, география |
гора, равнина |
12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр |
термометр, барометр |
1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз |
ухо, глаз |
14. Точка, кавычки, предложение, слово, язык |
точка, кавычки |
15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла |
сказка, новелла |
16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель |
Африка, Антарктида |
17. Растение, рис, хлеб, просо, поле |
рис, просо |
18. Песня, птица, клест, клетка, иволга |
клест, иволга |
19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые |
песок, глина |
20. Север, горизонт, восток, география, Индия |
север, восток |
Статьи по теме:
Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...
Государственная политика в сфере народного образования. Проблема
финансирования земских и церковно-приходских школ
Начало второй половины XIX столетия в России характеризовалось большими изменениями. Эпоха «великих реформ» Александра II отличалась удивительным благородством замыслов и не менее удивительным отсутс ...
Развитие учащихся в процессе обучения
При определении сущности обучения важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Умственное воспита ...