Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебную деятельность в предлагаемой последовательности:
1)установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);
2)обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения);
3)сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Учебный диалог предполагает деловые отношения с ребенком. Совместная работа имеет смысл лишь в том случае, если учитель нужен, если без него ученик не справится, если работа представляется ему притягательным испытанием (С.Т.Шацкий).
Педагогу важно знать, что именно, по мнению подростков, является диалогом.
«Во-первых, для них диалог на уроке — это комфортная доброжелательная обстановка, когда не страшно высунуться, выступить, когда нет опасности получить негативную оценку собственной личности или поведения.
Во-вторых, диалог на уроке — это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает свое мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится.
В-третьих, диалог на уроке — это спор, защита собственной позиции. Диалог на уроке — это отсутствие занудства, динамичность, шутки, смех.
В-четвертых, диалог на уроке — это пояснение того, что непонятно, попытка докопаться до истины. Диалог на уроке — это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу. Это то, что интересно.
И, наконец, диалог на уроке — это ценная и хорошая форма взаимодействия. Но у подростков есть сомнение, что учитель сумеет сделать его таким, как им хочется. Это сомнение хотелось бы разрешить утвердительным ответом: «Учитель сможет это сделать!», особенно если он будет чаще вдумываться и вчувствоваться в то, что хотят сказать его партнеры по диалогу — ученики» (Л.А.Регуш).
Проведенное нами исследование показало: для того чтобы диалог («простейшая единица личностно ориентированного обучения») состоялся, надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.
В первую группу вошли умения, необходимые учителю при подготовке и планировании учебного диалога. Он должен:
· отобрать учебный материал с учетом субъектного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
· выделить стержневые вопросы для обсуждения;
· наметить модель взаимообщения учителя и учеников;
· подобрать дидактические материалы, стимулирующие диалогичное взаимодействие.
Другая группа умений нужна педагогу уже в процессе ведения диалога и включает умения:
· работать с учетом субъектного опыта школьника;
· правильно ставить вопросы;
· не использовать вопросы, предполагающие ответы «да», «нет»;
· не высказывать отрицательных суждений;
· обобщать высказывания школьников, придавая им научный характер.
Кроме того, для создания благоприятного климата, поддержания творческой и доброжелательной атмосферы, необходимо:
· проявлять уважительное отношение к ученикам;
· персонифицировать поощрения за хорошую работу и участие в диалоге;
· оказывать своевременную и дифференцированную помощь;
· демонстрировать доверие к детям;
· отказаться полностью от сарказма, усмешек и т.д.
· проявлять свой личный энтузиазм (Л.М.Митина);
· стимулировать интерес школьников;
· оказывать помощь школьникам в выработке у них позитивной самооценки.
Стоит отметить, что представленный комплекс умений, настраивающих учителя на диалог, не является исчерпывающим. Это только лишь своеобразная подушка безопасности для педагога и ребенка, старт для более успешного взаимодействия.
Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.
Статьи по теме:
Национальная доктрина развития образования и
национальная идея России
Образованная, просвещенная Россия – ядро национальной идеи России, русской идеи. Национальную идею невозможно изобрести, создать с помощью какой-либо группы ученых или «идеологов» по заказу, она скла ...
Классификация и симптоматика дисграфии
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфи ...
Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками
осложненного поведения
Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, подросток сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, педагогами и другими знач ...