Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы

Статьи о педагогике » Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска" » Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы

Страница 1

Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей.

Как писал А.С.Макаренко, такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.

Как правило, дети группы риска неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение.

Наблюдение за процессом обучения детей группы риска позволило определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении учебного задания. Это слабая ориентация в нем, непродуманность действий, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством использования интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьнику гораздо легче решать учебно-познавательные задачи. Видя, как ценятся его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к своему росту.

Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют ему и поэтому советуются. При этом необходимо, чтобы содержание обучения, при котором организуется такая воспитательная среда, позволяло школьнику высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать, словом, быть активным участником.

Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему.

Активность школьника в учебном процессе зависит от:

• его личной заинтересованности в получении знаний;

• уровня учебных умений и навыков;

• взаимоотношений, сложившихся между ним и конкретным учителем, стиля их общения;

• характера взаимоотношений, принятых в конкретном ученическом коллективе, классе;

• отношения родителей или других лиц к процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности;

• стиля преподавания, взаимоотношений между педагогами, сложившихся в данной школе;

• его социально-профессиональной ориентации, общественного мнения о необходимости (важности) той или иной учебной дисциплины и т.д.

Высокий уровень познавательной активности формируется только при наличии всех перечисленных факторов или если большинство из них представлены в оптимальном варианте для конкретного ученика. Деформация или негативное изменение одного из факторов влияет на остальные. На практике редко можно наблюдать идеальное сочетание всех вышеназванных условий. Поэтому педагоги и психологи ищут механизм, способный установить баланс между ними.

Ситуация успеха ученика, организованная педагогом, может стать одним из таких механизмов. Необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат той или иной ситуации. Именно ситуацию и способен организовать учитель (А.С.Белкин).

Успех связан прежде всего с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, субъект деятельности и в следующий раз с охотой возьмется за подобную работу. Следовательно, надо помочь школьнику однажды достичь положительного результата и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности. Отметим, что успех имеет особое значение для школьников, которых относят к группе риска.

В работе с ними учитель применяет различные приемы, обсуждает вопросы разного характера: с частичным содержанием ответа; требующие сравнения двух похожих, но не тождественных предметов; вопросы «Почему?» (позволяют установить причинно-следственные связи), «С чего начнем работать?», «Что будем делать потом?» и др. Кроме того, зачитывается план предстоящей деятельности, учащимся предоставляется выбор правильного варианта среди других, ошибочных, постепенно сокращаются «дозы» помощи, похвалы и поощрения, заранее продумываются возможные варианты ошибок при выполнении заданий, происходит смена видов деятельности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Комплексное изучение дошкольников с ЗПР ведущими педагогами и психологами Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И.Лубовским, С.Г.Шевченко, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др., показало, что ...

Методы педагогического исследования
Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь). Под методом исследования понима ...

Методика изучения темы «Четырехугольники»
Четырехугольники - традиционный для курса планиметрии материал. Как и треугольник, четырехугольник трактуется в одних учебниках как простая замкнутая четырехзвенная ломаная, в других – как часть плос ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru