Методы исследования
в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь).
Под методом исследования понимается нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. ( Краевский В.В. ).
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение – метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Наблюдают учащихся постоянно, но в данном случае речь идет о специализированном наблюдении, которое должно дать ответ на интересующий исследователя вопрос в течении определенного периода. Ценную информацию дает включенное наблюдение, когда педагог активно участвует в деятельности учащихся, не привлекая к себе внимания.
- методы опроса (беседа, интервью, анкетирование) – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения; ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Во время интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; ответы записываются. Анкетирование дает возможность получить информацию о типичности тех или иных явлений, свидетельствующих об уровне обученности и воспитанности большой группы учащихся, а также для изучения их запросов, пожеланий, отношения к отдельным предметам.
- метод педагогического эксперимента – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
- опытная работа- часть реализации конструктивно-технической функции педагогики. Проводится когда проект нужно испытать на практике, а также в тех случаях, когда в силу особенностей исследования в социально-гуманитарной области нельзя соблюсти все требования к точным, формализованным процедурам эксперимента.
- контент-анализ - метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. Изучаются психологические характеристики учащихся, состояние школьного и вузовского образования, качество и эффективность обучения.
Данные методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.
Методы теоретического исследования
:
- теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, необходимо выявить в них общее и особенное, установить общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Статьи по теме:
План работы кружка «Художественная обработка дерева»
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, фо ...
Возрастные особенности формирования самооценки у младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственн ...
Сущность понятия одаренности
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманнос ...