На основе проведенной работы определили следующие критерии.
Первый этап
Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик – семицветик?"
После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Цветик – семицветик" следовало выяснить, какое желание главной героини, по мнению детей, является самым важным. Оказалось, что 12 из 14 испытуемых ответили, что последнее желание они считают самым важным, так как оно помогло выздороветь мальчику.
Предположение детей относительно своего собственного поведения в подобной ситуации было следующим:
Из исследования выяснилось, что 13% детей ответили, что они поступили бы так же как главная героиня, 7% решили потратить свои лепестки на угощение и игрушки, 20% детей решительно заявили, что героиня поступает не правильно в отдельных ситуациях. И только 60% детей отказались от всех ситуаций, решив помочь больному мальчику. Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство детей правильно оценили поступок героини сказки, как единственно хороший, ориентируясь в своих ответах, на результаты действий и в реальной ситуации поступили так же.
Задание №2. " Что такое хорошо и что такое плохо"_
После работы над сказкой В. Катаева у детей остались сильные эмоциональные впечатления. Пока дети находились под впечатлением от предыдущей сказки, им было предложен просмотр отрывков из других сказок, после чего задавались вопросы для выявления у детей отношения к хорошим и плохим поступкам. В данном эксперименте детям было предложен просмотр отрывков сказок "Морозко" и "Двенадцать месяцев".
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос:
" Представь, что у тебя есть цветик – семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?
После прослушивания ответов детей экспериментатор вспомнил, что в группе есть две девочки напоминающие героинь сказок. Как вы думаете кто это? Дети высказали предположение, что это Арина и Настя, потому, что именно эти девочки были похожи на главных героинь сказок своими поступками и согласились, что отвечая на заданные вопросы, девочки как бы подстраивались под главных героинь сказок.
Затем, всем детям был задан один вопрос – индивидуально, как оказалось, ответы детей были, очень индивидуальные и не совпадали. Вопрос для детей звучал так: " Представь, что у тебя есть цветик – семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?"
Были услышаны следующие ответы:
1.Артем – "хочу, чтобы у морозка был новый посох" |
2. Лиза – " Хочу, чтобы мачеха стала доброй" |
3. Павел – "Хочу, чтобы падчерице в лесу было тепло" |
4. Софья – "Хочу, чтобы было всегда тепло" |
5. Данил – "Хочу, чтобы все жили дружно" |
6. Арина – "Хочу, чтобы у падчерицы была мама" |
7. Матвей – "Хочу, чтобы злая старуха мачеха была доброй" |
8.Тимофей – "Хочу, чтобы Морозко никого не морозил, а подарки дарил просто так" |
9. Настя – "Хочу, чтоб 12 месяцев помогали всем детям" |
10.Владик – "Хочу, чтоб у падчерицы была своя квартира" |
11.Максим – "Хочу, чтоб Морозко приходил в гости ко всем детям" |
12.Света – "Хочу, чтоб девочки из сказок дружили" |
13.Катя – "Хочу, чтоб все помогали друг другу" |
14.Аксинья – " Хочу, чтоб у детей были и папа и мама" |
Статьи по теме:
Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учрежд ...
Методика исследования синестезии у школьников 6, 8, 10 классов
В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и фу ...
Основные дидактические принципы и условия
проведения игр
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в д ...