Мы, взрослые, обладая знаниями различных методик, можем достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать. Но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. Сказать: "Я - человек, не трудно, намного труднее быть им". Нужно вырастить в первую очередь Человека, а уже потом математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому. Если мы разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое культурно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника" (Ш.А. Амонашвили)
Д.И. Менделеев сказал: "Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего". Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: родители, друзья, педагоги, родственники. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности. Наша главная задача – разбудить душу ребёнка. А нравственная сторона личности – это её ядро. Нравственное отношение к жизни должно быть прочувствованно, осмысленно, понято сердцем. Наша задача: развить у детей доброту, сострадание, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям, испытаниям, в общем, все те качества, которые составляют основу счастливой жизни любого человека. Проблема культурно-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в том - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Л.А. Григорович дал следующее определение "нравственность" - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
Сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство"
Народные сказки представляют для детей немалый интерес: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве". Исследователь русского фольклора В.П.Аникин писал: "В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение". Наибольшую роль в становлении нравственной культуры личности школьника играют педагоги и родители. Именно им предстоит привить детям и подросткам нравственные ценности и идеалы, которые характеризуют самостоятельную личность. Таким образом, актуальность изложенных выше тезисов послужила выбором для темы курсовой работы: "Влияние волшебной сказки на культурно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Цель работы: выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить технологию работы педагога по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки.
3. Определить уровень сформированности нравственных чувств детей старшего возраста в отношении с семьей и сверстниками.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств средствами народной сказки.
Предмет исследования : - педагогические условия развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по средством народной сказки.
Гипотеза исследования: – Поставленные перед нами задачи будут выполнены при условии, если:
- если педагог исследует педагогическую литературу;
- если педагог будет использовать русскую народную сказку для развития нравственных качеств у детей в системе интегрированных занятий;
- если занятия будут проводиться по системе;
- если родители будут помощниками в воспитательно-образовательном процессе;
Методы исследования:
- Изучение психолого-педагогической литературы;
- Диагностика;
- Анкетирование;
- Беседа;
- Круглый стол;
-Анализ продуктов деятельности.
Базой исследования является МДОУ№12 г. Кингисепп группа "Веснянка"- возраст 5-6 лет. В количестве 18 человек, 10-мальчиков и 8-девочек.
Статьи по теме:
Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...
Анализ учебников по геометрии основной школы
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов а) 7 класс: содержит четыре главы. Тема “Задачи на построение” изучается в конце главы 2 “Треугольники”. В этом параграфе содержатся пункты “Окружность”, “Построения цирку ...
Жесткое обращение с ребенком
«Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опеку ...