Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Статьи о педагогике » Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов » Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Страница 1

Субъектом образовательной деятельности является учащийся. Поэтому для выявления психолого-педагогической условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать влияние возрастных и специфических особенностей личности учащегося как многофакторно обусловленной саморазвивающейся системы субъекта образовательного процесса, имеющего большое количество степеней свободы, но и подверженного существенным ограничениям внутреннего и внешнего характера. Это порождает различного рода противоречия, которые могут выступать как стимулом, так и препятствием для становления профессионала, что требует обоснования и разработки эмпирических критериев профессиональной идентичности в процессе обучения.

Ведущим видом деятельности учащегося является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное самосознание учащегося - это осознание себя как учащегося учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Основными (интегральными) компонентами профессионального самосознания учащегося являются такие сложные личностные образования, как "Я-образ", "Я-концепция".

В структуру обобщенного образа-Я учащегося входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.

В образ-Я учащегося включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т.е. о своей профессиональной направленности). Я-образ учащегося включает следующие формы:

Я-идеальное (идеальное представление о самом себе);

Я-нормативное (представление о своём соответствии определенным требованиям);

Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах).

На основе Я-образа у учащегося складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция позволяет учащемуся выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

Затем нужно сформировать у учащихся позитивный образ избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии человеку, перспективы развития профессии.

Учащийся должен иметь представление о требованиях к современному профессионалу, положительные образцы для подражания в профессиональной деятельности.

На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у учащегося формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.

Проведенный анализ позволяет нам процесс формирования у учащихся профессиональной идентичности графически выстроить следующим образом (рис. 1.1).

Рис.1.1 – Процесс формирования у учащихся профессиональной идентичности

Результаты теоретического анализа позволяют выделить три основных этапа формирования у учащихся профессиональной идентичности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной г ...

История развития преподавания математики
Первое упоминание о школе встречается в древне египетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры, которая называлась дворцовой и обучались в ней жрецами дети царских сановников начатка ...

Различные подходы к изучению теоретико-литературных понятий в теории литературы
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируют ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru