Взаимосвязь педагогической науки и практики

Статьи о педагогике » Основы педагогики » Взаимосвязь педагогической науки и практики

Страница 1

Педагогическая практика

– это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория

на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма – единая система их взаимосвязи, наличие которой – необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности – это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов. Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки – методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п. Цель и результат практической работы учителя – обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:

- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п.

- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.

- знания нормативные – о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).

Праксиология

– область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Н. Р. Юсуфбекова. Проблемы педагогической праксиологии.

Важнейшие задачи педагогической праксиологии: возможности раскрытия эффективных механизмов применения (внедрения) педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности внедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и сущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации. Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный вариант алгоритма внедрения (В.И.Журавлев): 1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах; 2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями; 3. построение эталона преобразования педагогической практики; 4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены; 5. разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения; 6. подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.; 7. теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения; 8. установление связи с авторами рекомендаций.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек ...

Общая характеристика организации
1. Официальное название организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Волжского района города Саратова. 2. Организационно-правовая форма: Муниципа ...

Нетрадиционные задачи по органической химии
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они стремились получать новые знания. Чтобы ученики продуктивно и деятельно раб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru