Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Статьи о педагогике » Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов » Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Страница 4

При определении комплекса критериев и показателей сформированности у учащихся профессиональной идентичности основными являются следующие положения:

критерии и показатели должны охватывать все компоненты профессиональной идентичности (Я-образ, Я- концепция, образ профессии, профессиональный идеал, профессиональный образ Я);

Я-концепция (по Р.Бернар) должна включать три составляющие: когнитивную, эмоциональную, поведенческую;

критерии и показатели должны соотноситься с компонентами (подструктурами) личности: когнитивный, потребностно-мотивационный, операционно-практический, эмоциональный, волевой.

Интерес также представляют подходы Л.Б. Шнейдер к выделению отдельных критериев к сформированности профессиональной идентичности.

С учетом этих положений можно выделить следующий комплекс критериев и показателей эффективности процесса формирования у учащихся профессиональной идентичности, который представлен ниже.

Критерии и показатели сформированности у учащихся профессиональной идентичности

1. Когнитивный критерий

1.1. Осознание своих профессиональных интересов и способностей.

1.2. Осознание образа своей профессии и ее требований к человеку.

1.3. Осознание своего соответствия требованиям приобретаемой профессии,

1.4. Осознание перспектив профессионального карьерного роста.

2. Мотивационно-ценностный критерий

2.1. Потребность в приобретении профессиональных знаний и умений.

2.2. Мотивация к успешной учебно-профессиональной деятельности.

2.3. Отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности.

2.4. Сформированность положительно-позитивного идеала.

3. Эмоционально-волевой критерий

3.1. Позитивно окрашенное отношение к профессиональному обучению и профессиональной карьере.

3.2. Адекватная оценка себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

3.3. Настойчивость в профессиональной подготовке, учебная активность и самостоятельность.

4. Деятельностно-практический критерий

4.1. Сформированность профессиональных умений.

4.2. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.

4.3. Ориентация на творчество в учебно-профессиональной деятельности (креативность), стремление к творческому самовыражению, оригинальность, освоение новых технологий и способов учебно-профессиональной деятельности.

4.4. Стремление к самосовершенствованию (самоанализу, самооценке, самообразованию, самореализации, самореализации).

4.5. Академическая успешность и успеваемость.

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Профессионально важные качества – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные комплексы качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые системы профессиональных характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив ...

Методические рекомендации по обучению решению задач на построение
Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них — это вопрос о том, с како ...

Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся Серафимовичской специальной школы-интерната VIII вида
ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области. В 1952 году с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru