Проблема разработки системы воспитания в области физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету " физическая культура". В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников, которые определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физического воспитания.
Разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.
Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательных школ средствами физического воспитания. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: формирование знаний по физическому воспитанию (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Разработано содержание личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся начальной школы. Основа содержания - двигательные умения и навыки на базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная активность, то есть двигательные умения и навыки.
Содержание состоит из пяти главных разделов:
1. Двигательные навыки и умения (оздоровительная деятельность). Формирование умений и навыков оздоровительной деятельности: дыхательная гимнастика; упражнения для зрения; упражнения для профилактики простуды; тренировка эмоциональной сферы; упражнения для профилактики нарушений осанки; подвижные игры - на силу, быстроту, выносливость, ловкость.
2. Знания по физическому воспитанию (образовательная деятельность).
Основные правила выполнения: дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики нарушений осанки; упражнений для профилактики нарушений зрения; упражнений для предупреждения простудных заболеваний; упражнений для регуляции эмоциональной сферы; подвижных игр.
3. Двигательная подготовка: (развивающая деятельность).
Формирование двигательных качеств; силы мышц (выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений с предметами, подвижных игр на развитие силы; быстроты движений (метания малых мячей в цель и на дальность, бег на короткие дистанции до 20 м., выполнение общеразвивающих упражнений на скорость); общей (аэробной) выносливости (подвижные игры на выносливость, бег на дистанции до 1 км., элементы спортивных игр); ловкости (лазание по гимнастической стенке и скамейке, подвижные игры с мячом); гибкости.
4. Культурологические стремления (воспитательная деятельность).
Реализация культурологических стремлений в соответствии с индивидуально - групповыми показателями их сформированности у школьников: нравственных стремлений, психорегулятивных стремлений, эстетических стремлений, познавательных стремлений.
5. Социально значимые качества личности (воспитательная деятельность). Формирование социально значимых качеств личности: уважение к окружающим, коллективизма, желания приносить пользу, трудолюбия, желания приносить пользу, трудолюбия, творчества, целеустремленности.
В заключение надо сказать, что физическое воспитание школьников (особенно младших классов) - сложнейшая педагогическая система совершенствования человека, направленная на их подготовку к жизни и деятельности в нашей стране.
Ещё один способ совершенствования физкультурного воспитания школьников является технологизация физического воспитания.
Технологизация системы образования - одно из ведущих направлений реформы современной школы.
Учеными разрабатываются подходы к созданию образовательных, спортивных, оздоровительных, физкультурных, реабилитационных, рекреационных технологий; технологий олимпийского образования; спортизации физического воспитания; спартанских технологий и др.
Повышение педагогического профессионализма (особенно становление мыследеятельностного) в сфере физической культуры сегодня невозможно без освоения учителями различных типов и видов образовательных технологий. К ведущим образовательным технологиям, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя в педагогической практике и транслируемы в педагогической культуре, можно отнести технологии проблемного, программированного, развивающего, активного, модульного и игрового обучения, информационные, управленческие, воспитательные и системно-мысле-деятельностные технологии, технологии личностно ориентированного обучения.
Статьи по теме:
Психологические основы развития звукопроизношенияу детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие реб ...
Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...
Психологические особенности развития познавательных процессов
в младшем школьном возрасте
В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое ко ...